О ВОЗРОЖДЕНИИ ХРАМА БОГОРОДИЦЫ ПИРОГОЩЕЙ

28 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 28 марта-4 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

Много столетий отделяют нас от времен, когда Киев был столицей могущественного Древнерусского государства, славившегося во всех краях Европы и Азии...

Много столетий отделяют нас от времен, когда Киев был столицей могущественного Древнерусского государства, славившегося во всех краях Европы и Азии. Памятники Киевской Руси мы охраняем, как драгоценные дары, а Киев доселе гордится и Софийским собором, и Печерским монастырем, и Золотыми воротами.

К сожалению, немало бесценных памятников было уничтожено - и в далекие времена, и в не очень далекие, когда под антирелигиозными лозунгами и обманчивыми намерениями реконструкции города разрушены Михайловский Златоглавый собор, Трехсвятительская церковь, храм Богородицы Пирогощей. Их не вернуть, но некоторые можно отстроить. Известное дело, это будут не археологические памятники, а новые сооружения. Но формы и функции останутся прежними, их образы будут жить вместе с нами.

Одна из неоценимых православных святынь - церковь Богородицы Пирогощей. Разобрана в 1934 году. О ней в Лаврентиевской летописи 1134 года сказано: «В то же лето заложи Мстеслав Святыя Богородицы Пирогощию». В Ипатьевской летописи говорится об окончании строительства храма Богородицы Пирогощей в 1133 году.

Историки Киева минувшего столетия не отождествляли Успенскую церковь на Подоле с церковью Богородицы Пирогощей. К примеру М.Закревский писал: «Не знаем мы, где была в Киеве церковь Св. Богородицы Пирогощия, и не имея ни малейших данных, не можем по соображениям назначить ей места в древнепрестольном граде». С противоположной стороны выступили П.Лебединцев, Н.Малышевский и другие исследователи Киева. М.Петров доказал убедительно: Успенский собор на Подоле и церковь Богородицы Пирогощей - это одно и то же сооружение.

В наши времена этот вопрос исследовал М.Каргер. Он писал: «После И.И.Малышевского, с полной определенностью высказавшегося за отождествление летописных Богородицы Пирогощей и сохранившейся на Подоле церкви Успения, мнение прочно вошло в историографию Киева». Эту мысль разделяют все исследователи архитектуры Киевской Руси. К тому же скрупулезное изучение всех частей Успенской церкви и, главное, техники ее строительства (характер кладки, кирпич, формы) однозначно называют временем постройки тридцатые-сороковые годы XII столетия, то есть даты, когда строились церкви Федоровского монастыря и Кирилловской церкви в Киеве, а также Успенский собор в Каневе.

Особенности этих сооружений были присущи работам строительной школы князя Мстислава Владимировича, которая пребывала на Киевской земле в 30-50 годах XII столетия. Именно эти черты мы видим в технике сооружения Успенской церкви на Подоле, то есть Богородицы Пирогощей. Посему несколько удивляет статья М.Бураковской «Да ведают потомки», напечатанная в газете «Зеркало недели» от 18 января 1997 года, где автор утверждает, что Успенская церковь на Подоле и Богородица Пирогощая - это разные сооружения.

Таким образом, мы отстраиваем настоящую церковь Богородицы Пирогощей и это будет единственное сооружение, которое расскажет об архитектуре древнего Киева.

В процессе строительства целесообразно сберечь все, что осталось от церкви XII века: нижние части стен, остатки отверстий, пола и так далее. Поставить храм на современном земельном уровне так, как он стоял в XII веке, а в нижней части, вошедшей в землю, обустроить небольшой музей, где экспонировать части XII века.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК