Много столетий отделяют нас от времен, когда Киев был столицей могущественного Древнерусского государства, славившегося во всех краях Европы и Азии. Памятники Киевской Руси мы охраняем, как драгоценные дары, а Киев доселе гордится и Софийским собором, и Печерским монастырем, и Золотыми воротами.
К сожалению, немало бесценных памятников было уничтожено - и в далекие времена, и в не очень далекие, когда под антирелигиозными лозунгами и обманчивыми намерениями реконструкции города разрушены Михайловский Златоглавый собор, Трехсвятительская церковь, храм Богородицы Пирогощей. Их не вернуть, но некоторые можно отстроить. Известное дело, это будут не археологические памятники, а новые сооружения. Но формы и функции останутся прежними, их образы будут жить вместе с нами.
Одна из неоценимых православных святынь - церковь Богородицы Пирогощей. Разобрана в 1934 году. О ней в Лаврентиевской летописи 1134 года сказано: «В то же лето заложи Мстеслав Святыя Богородицы Пирогощию». В Ипатьевской летописи говорится об окончании строительства храма Богородицы Пирогощей в 1133 году.
Историки Киева минувшего столетия не отождествляли Успенскую церковь на Подоле с церковью Богородицы Пирогощей. К примеру М.Закревский писал: «Не знаем мы, где была в Киеве церковь Св. Богородицы Пирогощия, и не имея ни малейших данных, не можем по соображениям назначить ей места в древнепрестольном граде». С противоположной стороны выступили П.Лебединцев, Н.Малышевский и другие исследователи Киева. М.Петров доказал убедительно: Успенский собор на Подоле и церковь Богородицы Пирогощей - это одно и то же сооружение.
В наши времена этот вопрос исследовал М.Каргер. Он писал: «После И.И.Малышевского, с полной определенностью высказавшегося за отождествление летописных Богородицы Пирогощей и сохранившейся на Подоле церкви Успения, мнение прочно вошло в историографию Киева». Эту мысль разделяют все исследователи архитектуры Киевской Руси. К тому же скрупулезное изучение всех частей Успенской церкви и, главное, техники ее строительства (характер кладки, кирпич, формы) однозначно называют временем постройки тридцатые-сороковые годы XII столетия, то есть даты, когда строились церкви Федоровского монастыря и Кирилловской церкви в Киеве, а также Успенский собор в Каневе.
Особенности этих сооружений были присущи работам строительной школы князя Мстислава Владимировича, которая пребывала на Киевской земле в 30-50 годах XII столетия. Именно эти черты мы видим в технике сооружения Успенской церкви на Подоле, то есть Богородицы Пирогощей. Посему несколько удивляет статья М.Бураковской «Да ведают потомки», напечатанная в газете «Зеркало недели» от 18 января 1997 года, где автор утверждает, что Успенская церковь на Подоле и Богородица Пирогощая - это разные сооружения.
Таким образом, мы отстраиваем настоящую церковь Богородицы Пирогощей и это будет единственное сооружение, которое расскажет об архитектуре древнего Киева.
В процессе строительства целесообразно сберечь все, что осталось от церкви XII века: нижние части стен, остатки отверстий, пола и так далее. Поставить храм на современном земельном уровне так, как он стоял в XII веке, а в нижней части, вошедшей в землю, обустроить небольшой музей, где экспонировать части XII века.