Лепите как хотите, хоть и ногами; ведь это не существенно — лишь бы результат, достигнутый вами, был хороший
Огюст Роден
Вечером первого марта залы Украинского дома напоминали человеческий муравейник. Неинформированный прохожий подумал бы, что здесь проводят какую-то весеннюю распродажу или оперативно организованную государственную вечеринку по случаю брюссельского блицвизита. Но, заметив над шумной толпой какие-то конструкции, созданные, бесспорно, с художественной целью, случайный гость поймет: здесь собрались исключительно ценители прекрасного. А название мероприятия — «Большой скульптурный салон-2010» — полностью раскрывает причину скопления людей. Что ж, это хороший признак времени, если народные массы штурмуют не супермаркеты и биржи труда, а музеи, арт-галереи и художественные выставки.
Конечно, намотав кругов пять по этажам и залам Украинского дома, можно немного ошалеть от количества и разнообразия экспонированных работ. Скульптуры большие и маленькие, интерьерные и экстерьерные, из непрочных и почти вечных материалов, анатомически реалистичные и выкрученные «а ля Архипенко». Авторы — молодые с седыми висками и те, которые уже запечатлены в вечности золотыми буквами. Общее впечатление от выставки хорошее: по сравнению с минувшим годом планка поднята выше. На мой личный вкус, процентов десять работ можно смело паковать в контейнеры и штурмовать Париж, Лондон, Нью-Йорк — за государство стыдно не будет. Наоборот, появится случай, не без высокомерия и трипольского национализма, аргументированно растолковывать миру, что наша густо засеянная керамическими черепками земля способна давать хорошие урожаи не только биодизельного рапса, стального проката и политической передряги...
Что на выставке не понравилось? Вторичность многих идей. Огорчительно видеть в ремесленно качественных произведениях повторение того, что гуляло по мировым салонам пятьдесят или даже сто лет назад. И это не обязательно плагиат, чаще — просто плохое знание того, что варилось и варится в котле скульптурных направлений, течений и школ. Студенты художественных вузов, не прогуливайте лекции по истории искусства! Иначе вам, как и вашим старшим коллегам, придется тратить пот, время и деньги на выдалбливание гранитных велосипедов и отливание бронзовых граблей.
В некоторых скульптурах деформация природных форм и пропорций, отшлифованных в течение миллионов лет эволюции, доходит до такой абсурдной самоцели, что возникает неприятное ощущение того, что за этими выкрутасами скрывается банальное незнание анатомии.
Еще одно замечание, даже просьба: «Не забирайте хлеб у газетных художников-шаржистов!» Изображать в скульптуре существ с тыквообразными головами и коротенькими ножками — означает использовать прием, к которому вынужденно прибегают карикатуристы в печатных медиа: картинка на полосе нечасто бывает большой, поэтому приходится нарушать пропорции головы и туловища, иначе лицо изображаемого персонажа будет совсем крохотным. Скульптура не ограничена законами полиграфических форматов, поэтому без наглой философской потребности превращать людей и животных в макроцефалов не стоит.
Скульпторам всегда надо помнить сентенцию гениального Родена: «Каждый кусок разбитой античной скульптуры является завершенным шедевром». Конечно, это не призыв к тестированию кувалдой каждой собственной работы, но хотя бы виртуально этот акт надо выполнять всегда. Не следует надеяться, что посетитель выставки простит творческие или ремесленнические огрехи.
«Большой скульптурный салон-2010» стоит вашего внимания. И округленные от восторга глаза, и скептическая улыбка будут гарантированным физическим отображением ваших внутренних движений души, вызванных общением с искусством большим и маленьким.