«Первый Международный фестиваль «Арт-мода-94» закончен», - объявляет его директор Александр Грушковский. Вспыхивает свет, какое-то время все еще ожидают продолжения, потом зал, приходя в себя после красочного шоу закрытия, вздыхает и... Все! Вся горячка фестивальных дней неожиданно испаряется, остается только желание очнуться и понять, что же произошло за четыре дня в «Украинском доме». Что же это было такое, чему название «Арт-мода-94»?
А были конкурсные показы коллекций молодых украинских, российских и французского кутюрье. Были вечерние презентации коллекций Владимира Бухинника (Санкт-Петербург), Ларисы Булдаковой (Украина), Клода Бонуччи (Франция), Школы Франко Пуччикки (Италия). Была выставка-ярмарка фирм, работающих в индустрии моды, салонов прически и макияжа, одежды «прэт-а-порте», которую можно было тут же приобрести. Был специализированный бизнес-семинар, на котором обсуждались вопросы настоящего и будущего модельного бизнеса в Украине. Были ночные шоу в театре-студии «Брама» с участием Александра Егорова и Александра Серова и очень высокими ценами на выпивку. Была скверная организация и экономия на всем, что можно сэкономить (временами складывалось впечатление, что у организаторов хронически не хватало денег).
Перед началом фестиваля его дирекция ставила перед собой задачи «становления индустрии моды в Украине, интеграции в мировой рынок моды». Присутствовали также планы попроще: пригласить Пьера Кардена, Жан-Франко Ферре и Джорджио Армани. Но... вежливый отказ мэтров Высокой Моды и попытки поднять международный уровень молодым дизайнером из Нанта Алексисом Коллинем, коммерческим кутюрье из Ниццы Клодом Бонуччи и Школой Франко Пуччикки из Италии с одеждой 5-6 -летней давности. Более интересными были коллекции 25 молодых дизайнеров моды, отобранных для участия в фестивале из 130 желающих. Откровенный авангард коллекций Маши Цигаль из Москвы сменялся классическими силуэтами коллекций Игоря Гусара. Шелк, велюр, бархат, кожа, синтетика, аксессуары из папье-маше, стекла, пластмассы, позолоченных наперстков - все смешивалось, играло, жило на подиуме в целых театральных шоу. Зал восхищался, но аплодировали больше именно шоу, но не моделям. Коллекции были «bien-fait», хорошо технологически сделаны, но идеи... идей было до обидного мало. Молодые кутюрье, интуитивно угадывая модель, делают ее по принципу «а мне кажется, что...», не просчитывая ее технику, стиль, аксессуары, показ, словом, все то, что составляет Высокую Моду. Нам негде, не у кого учиться в Украине, у нас нет полной информации о том, что происходит в моде «там».
Только читая «Vouge», «Cosmopolitan», смотря показы Haut-coutrure, нельзя стать хорошим модельером, тем более, что появляется желание заново изобрести модель. Ведь журналы мод читают сотни тысяч людей, а кутюрье становятся в лучшем случае единицы, а в худшем случае становятся нулями, лишь называя себя кутюрье.