О ЛИТУРГИЧЕСКОМ ШИТЬЕ УКРАИНЫ

Поделиться
Сегодня мы переживаем период, когда полностью прерваны многолетние научные связи, прекратился обмен конференциями, остро ощущается отсутствие специальных журналов и сборников...

Сегодня мы переживаем период, когда полностью прерваны многолетние научные связи, прекратился обмен конференциями, остро ощущается отсутствие специальных журналов и сборников. В прошлое ушли творческие семинары художников и искусствоведов из Грузии, Армении, Прибалтики, Украины, которые систематически проходили в Паланге, Дзинтари. В творческом общении рождались новые идеи, воплощались самые смелые замыслы... Сегодня мы мало осведомлены о творческих поисках и научных проблемах своих коллег из независимых теперь государств. Реалии сегодняшнего дня не замедлят печально отозваться в будущем.

Неожиданно в Москве появилась монография г-жи Татьяны Кара-Васильевой «Литургическое шитье Украины ХVII-ХVIII столетий» (иконография, типология, стилистика), изданная во Львове в издательстве «Свічадо» при Монастыре Монахов Студитского Устава. Она посвящена одному из ярких и самобытных проявлений пластических искусств - украинскому литургическому шитью. Сегодня это малоисследованная и актуальная тема.

Изобразительная вышивка на одежде священников и отдельных тканях, входивших в литургическое действо или используемых в стационарном убранстве православного храма, находилась в сложном взаимодействии с другими видами изобразительных искусств, составляя синтез пластических форм, возникший на почве барокко. Для культуры славянских народов время, изучаемое в книге, - период барокко - крайне важно: в это время происходит переход от средневековья к Новому времени, и особенно оригинальным было проявление стиля в Украине, где формы сложившегося общеевропейского художественного движения нашли новое воплощение благодаря органическому слиянию типичных для стиля черт с уже проявленными в народном искусстве формами и мотивами. В изобразительном и орнаментальном шитье, возникшем на почве «украинского барокко», нашли выражение тенденции, общие для архитектуры, живописи, гравюры, резьбы по дереву. Шитье входило равноправным компонентом в ансамбль, возникший на почве барочного храма, отражало его эстетические качества. Такова ведущая идея изданной книги. Исследование проведено г-жой Т.В.Кара-Васильевой с исчерпывающей полнотой. Материал литургического шитья рассмотрен в связях с другими видами искусства, в связях с функциональным назначением каждой ткани, в богословской интерпретации и роли в Литургии, в саморазвитии жанра от «протобарокко» до угасания в XVIII веке.

Структура работы отражает названные аспекты изучения. Автор рассматривает образно-символическую роль предметов с изобразительной вышивкой в православной церкви, анализирует декоративную, культовую и сюжетно-символическую нагрузку, которую она несла. Здесь отдельно интерпретируются и группируются предметы одежды духовных лиц и ткани, связанные с Литургией.

Значительная часть работы посвящена классификации сюжетов, принятых в литургическом шитье и иконографии основных композиций Деисус, Богородичный цикл, изображения отдельных святых, фигуры ктиторов и пр., выявляются их происхождение и эволюция, их значение в становлении и укреплении православной веры.

На основе впервые найденных и опубликованных автором архивных материалов рассматриваются центры шитья в Украине, в первую очередь известных женских монастырей Киева, Полтавы, Чернигова, и дается картина обучения в этой области. Эти страницы читаются, как увлекательный роман.

Наконец, последняя глава книги посвящена стилевой эволюции шитых изображений, анализу тех изменений, которые наблюдались в этом виде искусства на протяжении двух столетий и были связаны с изменениями в художественной направленности в целом. Через всю работу проводится сопоставление материала вышивки с другими явлениями изобразительного искусства Украины, в частности гравюрой, композиции которой в ряде случаев служили образцом для вьшивок, своеобразным картоном для мастериц.

Как видим, сама структура исследования, проведенного в книге, говорит о многоаспектности проблемы. Изучение литургического шитья Украины предпринимается в таком объеме впервые - оно предстает как полноценный, полноправный пласт изобразительной культуры и в наиболее важных разрезах рассмотрения.

Особо хочется подчеркнуть охват обнаруженного впервые и изученного материала. Он делится на две ветви - это сами вещи из музейных и монастырских фондов, из действующих церквей и частных собраний и обширный архивный материал, относящийся к истории литургического шитья, - документы Киевского центрального, Черниговского областного архивов и Синодального в Санкт-Петербурге, личных архивов таких исследователей, как Новицкая и Таранушенко. Архивные документы и ткани с изобразительной вьшивкой в совокупности дают картину постановки дела в монастырских вьшивальных мастерских, и она поражает той же активностью, которой отмечено искусство барокко в целом. Особая заслуга автора книги - атрибуция произведений, нахождение их описаний в документах, сличение и аналогии, которые позволяют найти авторов композиций среди иконописцев того времени и, что особенно важно, конкретных исполнительниц и место создания в тех или иных монастырях.

Можно смело сказать, что на материале литургического шитья ХVII-ХVIII столетий автор выступила как историк, способный работать и с самим материалом искусства, и с документами побочного характера - реестрами, письмами, дарственными, умеющий видеть обаяние отдельного факта искусства и его место в общем ходе культурного развития, в связях с иконописью, с фресками и гравюрами изучаемого времени. Именно комплексность подходов к материалу является сильной стороной монографии и вводит ее в круг новейших искусствоведческих исследований.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме