В неотвратимость приближающегося Нового года нас заставляет поверить не столько выпавший, хоть и очень робко, снег, сколько начавшаяся повальная эпидемия утренников и детских праздников в школах, детских садах, студиях, кружках и прочих оплотах детского творчества. Только железные нервы работников детских учреждений и умиленные сердца восторженных родителей бывают обычно в состоянии выдержать эти душераздирающие зрелища. Совсем другое дело - не всем доступные концерты пусть и юных, но уже вполне профессиональных артистов, своим фанатическим поклонением одной из муз отделивших себя от всего окружающего мира.
Особое место в ряду этих мероприятий занимает данс-концерт по мотивам балета «Щелкунчик», поставленный академией танца на базе первых классов 130-й средней киевской школы. Весь концерт за один месяц подготовила и поставила очень энергичная и талантливая преподавательница академии Кишкура Лилия Ивановна, так что можно было бы простить и неуверенность юных исполнителей, и корявость и неуклюжесть первоклашек, впервые участвовавших в такой сложной и многоплановой постановке, и порадоваться за учениц академии, которые в течение нескольких лет учились делать лишь поклоны, батманы и плие, а сейчас за несколько недель научились посредством очень выразительной, но весьма лаконичной пластики и необычайно красочных, но тоже очень доступных костюмов (которые придумала и пошила сама же Лилия Ивановна) преображаться в испанок, китаянок и персиянок. А можно, конечно, сделать основной упор на отсутствии отточенности и слаженности, на плохо натянутых носочках и недостаточно округлых руках. Нет-нет, это вовсе не означает, что не надо тянуть носочки и округлять руки! Но скажите, почему сейчас намного меньше детей занимается в музыкальных школах, изобразительных студиях, хореографических классах? Можно, конечно, ссылаться на экономические трудности. Но может, не последнюю роль в этом играет и то, что их родители, в свое время учившиеся округлять кисти и не опускать локти, но так и не научившиеся играть на фортепиано, не хотят, чтобы их детям сделали столь же надежную прививку против любых поползновений поиграть на музыкальном инструменте, потанцевать и порисовать ради своего собственного удовольствия и ради удовольствия окружающих? А ведь иного результата и не будет там, где техника доминирует над творчеством, а не служит ему инструментом. С другой стороны, вряд ли более плодотворным окажется популярный сейчас упор на «самовыражение» детей, которые, не получая ни малейшего представления о богатом техническом арсенале изобразительного, музыкального или же хореографического мастерства, остаются наедине со своим неумением самовыражаться. Так что же, остается лишь мечтать, чтобы наши дети научились не просто играть «В лесу родилась елочка», а играть на фортепиано, не рисовать солнышко, а рисовать, не танцевать польку, а ТАНЦЕВАТЬ? А может стоит потратить еще один месяц на отлаживание и подтягивание этого собранного на живую нитку концерта и сохранить проскочившую там искру творчества, и при этом преодолеть недостаток мастерства?