На экранах страны - необычная, нестандартная для "наших палестин" история: прокатный украинский фильм "Звичайна справа". Дальше хочется выдержать паузу. Или тихо добавить: "время рассудит".
Но время - оно не только в континууме, а и в точке. И в данной - нынешней нашей реальности - фильм Валентина Васяновича вещь весьма впечатляющая и малообъяснимая. Каким образом из тех самых "ингредиентов" (присущих не лучшему отечественному кино) получилась вменяемая зрительская картина?
К тому же - комедия. Абсурдизм, лирика, драма интеллигента, кризис среднего возраста. Это все потом. Если украинский зритель в конце концов дойдет до картины, то передавать из уст в уста будут именно шутки об "энергетическом гавне", больничном Иисусе и пародию на Черновецкого (в финале картины).
А если кому жизненно необходимы параллели и интеллектуальный кинематографический бекграунд, то дуэт персонажей Тараса Денисенко и Виталия Линецкого в экстракте - это очарование идиотизма (в стиле "Большого Лебовского"), самая козырная, на мой взгляд, карта "Звичайної справи".
С "обыкновенным", простым и понятным в нашем кино - всегда дефицит. У нас, как известно, снимают редко и метят сразу в шедевры.
Понятие обычного зрительского фильма, рефлексирующего не на нашу непопулярную в массах историческую колею, а на животрепещущую и алчущую отклика современность, отсутствует как таковое. И это важное дело картина Васяновича берется компенсировать.
За долгие годы украинских "шедевральных" проектов наконец-то на экране - обычный и такой знакомый (поверьте, знакомый даже глубинке с ее осколками интеллигенции в лице врачей и учителей) пропащий человек. С лирикой за пазухой и инфантильным отношением к реальности.
Только приключений, как полагается жанровому кино, у него немного больше, чем могло бы быть в обычной жизни. А интонация изложения - с поправкой на украинскую "невмирущість": ироничная, с захлестами в абсурд.
Не буду проводить параллели с мировыми кинотрендами (а-ля Кустурица)… Которые, пусть и деликатно, предприняты авторами в продвижении этой картины. "Звичайна справа" - конечно же, никакой не "украинский Кустурица" (о чем с удивлением пришлось узнать от некоторых коллег-журналистов). Это просто украинский фильм. Где через родную ментальность (а мы, как известно, этнос не только ласковый, но и веселый) преломляется извечная драма поисков человеком своей сущности, себя во времени и пространстве.
В определенном смысле на идейном уровне "Звичайна справа" иллюстрирует и поиск, и драму украинского кинематографа.
Это "дело", пусть и на несколько шагов, но все же отдалилось от "наивного искусства" нашего в худшем смысле традиционного кино…
Этот фильм - о сегодня и о вечном в одном флаконе. Серьезное и смешное здесь играют друг с другом в пинг-понг. Не хочется этот фильм перехваливать. Но не стоит его и недооценивать. То, что не дотянул режиссер, дотянули прекрасные актеры. То, что недосказано сюжетом, может быть домыслено зрителем, на которого, в первую очередь, и рассчитано это кино.