Есть у меня близкий друг и дальний родственник Роман Кофман, очень талантливый, я бы даже сказал, блистательный музыкант — скрипач, дирижер, композитор. В прошлом году указом Президента ему, наконец, присвоили давным-давно заслуженное звание заслуженного деятеля искусств Украины. Прежде, в советский период, видимо, мешало «графское» происхождение (не от слова «граф», а от слова «графа», та злополучно-пятая). О том, что Роман Кофман действительно ЗАСЛУЖЕННЫЙ и на редкость неутомимый деятель на ниве искусства, лишний раз свидетельствует хотя бы тот факт, что, постоянно проживая в Киеве, он до самого последнего времени являлся главным дирижером одновременно четырех симфонических оркестров: Киевского камерного — раз, Донецкой филармонии — два, Киевской консерватории — три и Сеульского в Южной Корее — четыре. Как ему это удавалось, одному Богу известно, тем не менее всюду им были довольны. А кроме того его частенько приглашают дирижировать лучшими симфоническими оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга и разных столиц западноевропейских стран.
Как видите, мой друг — человек вроде бы вполне серьезный. Но это только кажется. Просто он, по известному одесскому выражению, только делает вид, что серьезный. По-настоящему он серьезный разве что в музыке, да и то — не всегда. О какой серьезности может идти речь, если на протяжении нескольких десятилетий, будучи студентом и выпускником сначала одного, а потом и другого (дирижерского) факультетов Киевской консерватории, а затем и ее преподавателем, он бессменно оставался автором и постановщиком чуть ли не всех консерваторских капустников, которые славились на весь Киев своим остроумием и весельем. Или, скажем, совсем другой случай, когда я однажды обнаружил его имя на 16-й странице «Литературной газеты» в качестве автора литературной пародии. Пикантность ситуации заключалась в том, что мой родственник попал в мою же родную «Литературку» без участия ее собственного корреспондента по Украине, а просто, минуя меня и как бы игнорируя, отправил свое сочинение по почте, как говорится, самотеком. И, как это ни странно, пародия благодаря своей свежести и оригинальности сама прорвалась на страницу элитарного клуба «ДС»...
Так что только играть на скрипочке, дирижировать солидными оркестрами и писать музыку, скажем, для театров ему, как видите, мало. В частых гастрольных поездках, особенно когда не спится, он еще сочиняет кое-что при помощи... Нет, в данном случае при помощи не нот, а букв. Отдельные буквы превращаются у него в слова, последние в добротные стихи и прозу. Опять же, стихи и проза у него не только серьезные по форме и содержанию, но иногда и смешные. Все, написанное им не на нотной бумаге, собрано теперь вместе и издано отдельной симпатичной книгой. А называется она просто — «Нюансы». Замечу, что само это слово ему чем-то особенно близко, он даже как-то обронил: «Жизнь — это пиршество нюансов, волшебный бал полутонов».
А пока познакомьтесь с его стихотворением из иронического цикла «Географические элегии» и пародиями на известные стихотворения Расула Гамзатова и Владимира Солоухина.
Роман КОФМАН
Трускавец
(мочегонная-лирическая)
На горе — стада овец.
Под горой — криница.
Славный город Трускавец;
Городок-больница.
Здесь гуляют до зари
От ларька до почты
Мочевые пузыри,
Печени и почки.
Все сдано — моча и кровь,
Кончено с делами —
И курортная любовь
Шелестит крылами.
Все свидания — в одной
Негустой аллейке.
Вот пузырь, едва живой,
С кем-то на скамейке.
Хоть от немощи дрожит
И мочиться нечем —
Обнимает, паразит,
Молодую печень.
Про любовь свою поет
И целует в щечку.
За киоском пищевод
Соблазняет почку.
По бокам аллеи спят
Молодые вязы.
С мочеточником стоят
Две кокетки-язвы.
За углом толпа бурлит,
Кто-то стонет глухо:
Бьет подвыпивший гастрит
Селезенку в ухо.
А желудок — молодец:
— Ну-ка, — буркнул, — бросьте!..
...Славный город Трускавец,
Приезжайте в гости.
Подражания Расулу Гамзатову
Глоток воды я выпил из реки,
Но говорят недаром старики:
«Вода чиста не там, где ты нырял,
А там, где санинспектор проверял».
Я эту притчу позабыл — и вот
Душа болит. И с ней болит живот.
И я лежу, слабее старика,
И жар души дошел до сорока.
(У нас в горах такой обычай есть —
Лишь у здоровых тридцать шесть и шесть.)
Приятель мой, ты хочешь быть здоров?
Не пей воды! И слушай стариков!
Подражания Владимиру Солоухину
«...И сердце щемит
без причины,
и сила ушла из плеча.
Мужчины,
мужчины,
мужчины,
вы помните
тяжесть меча?..»
В.Солоухин
Земляне идут к юбилею —
двухтысячный год все видней.
Но стали намного слабее
мужчины сегодняшних дней.
Когда-то, грубы, нелюдимы,
к отсветам мигающих звезд
они на потеху любимым
таскали бизонов за хвост.
В болезнях и в битвах веселых
не знали ни стонов, ни слез;
врагов разрубали до пола
и женщин ласкали всерьез.
И споры в минуты досуга
решали в застольном бою,
кишечник вчерашнего друга
мотая на шпагу свою...
А ныне в одежде неброской,
кашне нацепив кое-как,
в очках и с дырявой авоськой
мужчины ныряют в продмаг.
Сменяя жену у духовки,
вздыхают, скромны и тихи,
и даже (подумать неловко)
ночами слагают стихи!
Мне стыдно по этой причине,
и сам от себя я бегу,
и быть мне противно мужчиной,
а женщиной быть —
не могу...