Телерейтинг - сегодня это слово оказалось едва ли не ключевым в отечественном телевидении. Оно аккумулировало в себе и художественную, и экономическую, и административную, и даже технологическую проблематику. Рейтинг, как верно заметил Константин Эрнст еще три года назад, это термометр, некий замер, который нужен прежде всего самому каналу, чтобы определить пространство своего вещания, а рекламодателю - определить, куда ему устраивать свою рекламу, желательно на тот канал, который смотрят все.
Итак, какие же каналы на украинском телевидении смотрят все? Или точнее - какие теоретически могут смотреть. Это три национальных канала («1+1», УТ-1, «Интер»), и еще два - СТБ и ICTV, которые покрывают не всю, но значительную территорию страны. Но теория и практика в данном случае, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поскольку монополизировать внимание телеаудитории при существующей конкуренции (не Бог весть какой, но все же) нереально. Ведь не стоит забывать и о местных каналах, которые по последним данным есть у 30% семей, живущих в областных центрах.
И хотя ведущие каналы уже, наученные опытом, расстались с наполеоновскими планами на предмет завоевания зрителей, но знать как смотрят канал и главное кто, они считают необходимым. Исходя из этих сухих цифр каналы строят свою вещательную политику, формируют кинопоказ и т. д. и т. п. Ведь все, что делает канал, он делает в расчете на зрительскую отдачу, сопереживание. Безадресное ТВ для ТВ давно кануло в Лету.
Во всем цивилизованном мире для определения рейтинга используются результаты электронного измерения. В Украине этим занимается компания AGB Ukraine. Однако у нас социологическая выборка не совершенна, очень мала, и, к тому же, сформирована только в областных центрах. Для того, чтобы получать приблизительную картину отечественного телепространства, приходится проецировать рейтинги из областных центров на всю область, а это, естественно, не совсем точно отражает общую ситуацию. Но тем не менее. Согласно этим результатам в телепространстве лидирует «Интер», но наиболее избалованная, придирчивая и перспективная с точки зрения рекламодателей часть аудитории - молодежная, в возрасте до 45 лет - однозначно предпочитает «1+1», аудитория которого в этой возрастной группе больше на 200 тысяч человек по сравнению с «Интером» и составляет 35%. Консервативные «Интер» и УТ находят отклик преимущественно у телеманов старше 50 лет - они составляют более половины зрителей.
Отчего же на национальных каналах наблюдается неуклонное взросление аудитории, тогда как на «1+1» напротив - рейтинг среди молодежи неизменно растет. Здесь целый комплекс причин: вдумчивый подбор программ, сериалов, фильмов, оформление телепространства, вплоть до анонсирования. Но, наверное, главное - это ориентация «1+1» прежде всего на реалии нашей жизни, наши проблемы, а не соседские. Молодежь, которая очень четко идентифицирует себя как граждан Украины, чутко реагирует на эту политику канала. И платит доверием.
Последний опрос Киевского международного института социологии, проведенный в ноябре, показал, что 44% людей в возрасте от 18 до 60 лет считают, что «1+1» объективно освещал ход президентских выборов, «Интер» и УТ-1 получили по 35,1% и 28% соответственно. И еще один интересный факт - на вопрос: «Какие украинские телевизионные каналы вы знаете?» 38% этих же респондентов первым назвали канал «1+1», 33% - УТ-1 и только 25% опрошенных вспомнили «Интер».