Недавно открывшаяся галерея Mixt - творческая инициатива художников Е.Матвеева, Е.Мухоида, М.Шевченко, В.Шапошникова, В.Ширяева, В.Цаголова. Галерея осуществляет свои проекты при непосредственном участии и поддержке Фонда развития искусства Украины. Стратегическая ориентация галереи на представление самых различных образно-пластических систем современного украинского искусства отразилась в ее названии (mixt означает смесь), здесь есть место и живописи, и фотографии и видеопроектам, и всем возможным проявлениям современного искусства. Такое направление деятельности особенно актуально сейчас, когда в современном искусстве отсутствует какая-либо определяющая тенденция.
Второй проект галереи - выставка фотографий харьковского художника С.Браткова «Нет рая». Сад родителей долгое время олицетворял для художника образ рая, и, как всегда, иллюзия оказалась хрупкой и недолговечной. Вглядевшись пристальней (фотография фиксирует мельчайшие изменения), художник замечает, что «...мало осталось деревьев в саду, а сам дом врос в землю, засохла береза.., ушел покой в глазах родителей. Почему?» (С.Братков). Восприятие рая как сада в западноевропейском искусстве, начиная с позднего северного средневековья, идет по линии чувственной идиллии, среди зелени, с натуралистическим изображением красот природы: цветов, источников и т. д. Фотопроект С.Браткова «нет рая» - хроника разочарований в иконографически Идеальном: нет рая как сада (идеальная природа), нет рая как города (идеальное общество), нет рая на небесах (потеряна вера в бессмертие). Рай - это место, где человек всегда с Богом, нет рая - покинут человек, потерянный рай также поэтическая метафора мятежного человеческого духа.
Постепенное крушение ценностей, казавшихся неизменными, - удел почти каждого человека, но в личной проекции - это драматический спектакль, разворачивающийся где-то в потайных уголках души. Уникальный статус художника, его сверхчувствительность, позволяет визуализировать переживания в образы, может превратить семейную хронику в эпическое повествование. Одно из основных свойств фотографии - отражать моменты прошлого в настоящем, и благодаря этому эффекту действие разворачивается в самом экспозиционном пространстве, прямо перед зрителем. Каждое мгновение насквозь окрашено временем - «невосполнимый образ прошлого грозит исчезнуть с каждым новым настоящим, которое как раз в нем себя полагало» (В.Бенджамин «Понятие истории»). Серия фотографий, своеобразный семейный альбом, необычный, где хранятся фотографии со свадеб и новорожденных детей, здесь фотографии, отражающие не знаменательные даты, а изменение внутреннего духовного мира семьи. Незамысловатость историй, комментирующих фотографии, создает у зрителя чувство сопричастности с семьей, жившей, для художника, в воображаемом рае, в котором он - привелигированный созерцатель. Проникновенность повествования сохраняет ауру некой религиозной субстанции, менее идеалистической, иллюзорной.
«Наверное, рай невозможен, даже на таком маленьком острове, как сад, если вокруг происходят трагедии»...