НИ ОДИН БЫК НЕ БЕРЕТ КОРОВУ В ЖЕНЫ

Поделиться
Адин Штейнзальц приобрел всемирную славу комментированным переводом Талмуда сначала на иврит (в оригинале Талмуд написан главным образом по-арамейски), а затем и на европейские языки, в том числе и на русский...

Адин Штейнзальц приобрел всемирную славу комментированным переводом Талмуда сначала на иврит (в оригинале Талмуд написан главным образом по-арамейски), а затем и на европейские языки, в том числе и на русский. Адин Штейнзальц - автор большого числа книг и огромного числа статей, переведенных на множество языков. Он отменно остроумен и обаятелен. Мысль его быстра и парадоксальна, глубина сочетается с блеском.

- Какая тема могла бы стать наиболее что ли ударной, привлекающей всеобщее внимание для беседы с вами?

- Чтобы была ударной и привлекала всеобщее внимание?

- Ну да.

- Тогда почему бы не поговорить о женщинах?

- С большим удовольствием. Тем более что у этой темы есть прекрасное свойство: она никогда не приедается.

- Я думаю, имеет смысл начать разговор с первой женщины. По-русски ее называют обычно Ева. В оригинале это имя звучит как Хава, что в переводе с иврита означает «жизнь». Таково имя первой женщины. В каком-то глубоком смысле - это имя любой женщины.

- История рождения первой женщины начинается с Адамова ребра. Я думаю, феминистки должны видеть в этой истории проявление типичного мужского шовинизма. Равно как и в ежедневной еврейской молитве, в которой мужчина благодарит Всевышнего за то, что Тот не создал его женщиной.

- Не следует забывать, что ведь и женщина в этой молитве благодарит Всевышнего, что он создал ее именно женщиной. Помимо религиозного здесь есть и важный психотерапевтический аспект. Своего рода аутотренинг. Эта молитва укрепляет достоинство и самоуважение человека, которые неразрывно связаны и с его полом. Эта молитва приучает человека смотреть на свой пол как на большую жизненную удачу, как на везение, как на дар, который заслуживает благодарности.

Что же касается мужского шовинизма в истории о сотворении Евы, то феминистки и в этом случае не правы. Дело в том, что мужчиной первозданный Адам был не в большей мере, чем женщиной, ибо в нем были объединены обе эти сущности: мужская и женская. У того слова, которое обычно переводится на русский язык как ребро, есть еще одно важное значение: «сторона». То есть Ева до того момента, когда она получила автономное женское существование, была одной из сторон единого человеческого существа. Создание женщины - это одновременно и создание мужчины: в этом акте одна сторона была отделена от другой.

Мужское и женское - взаимообусловлены. Память о нераздельном Адаме очень глубоко заложена в душе человека. Взаимное стремление мужчины и женщины - это поиск некогда потерянного, поиск утраченной полноты и целостности.

- Из того, что вы сказали, следует, что смысл отношений мужчины и женщины выходит далеко за рамки деторождения.

- Ну конечно. Воспроизведение вида - вторичная, хотя, конечно, и очень важная функция. Но основа связи между мужчиной и женщиной, вообще, не сводится к функции. Люди - единственные живые существа, у которых отношения полов не ограничены задачей деторождения. Разумеется, роль биологического инстинкта огромна, но все-таки он служит только подосновой отношений. Эмоциональный момент и сознательное установление родственной связи играют главную роль. Именно в этом проявляется специфически человеческое.

Один средневековый еврейский мыслитель сформулировал эту специфику с предельной точностью: «Ни один бык не берет в жены корову». Ибо связь животных действительно случайна и функциональна.

- Скажите, а с религиозной точки зрения сексуальные отношения между людьми имеют какую-то самостоятельную ценность или же это все-таки только средство деторождения?

- Они, безусловно, имеют самостоятельную ценность. Муж и жена должны радовать друг друга, в том числе и физической близостью. Это их обязанность. Я высказываю не только свое личное мнение - так считали наши мудрецы. Сексуальные отношения должны доставлять радость обоим супругам.

- Если интимные отношения между мужем и женой имеют и сами по себе ценность, то как объяснить их место в истории с Древом познания и изгнанием из рая? Разве они не рассматриваются как следствие греха?

- «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю» - это воистину райское предписание и по содержанию, и по месту, где оно было дано. Не следует думать, что размножение должно было производиться почкованием. Таким образом, сексуальную жизнь человека нельзя считать следствием греха. Другой вопрос, что в результате того, что произошло, эти отношения изменились. И осложнились.

Обратите внимание: плоды Древа познания привлекли Еву не потому, что она была голодна или хотела утолить жажду, - плоды были эстетически привлекательны, и ее желание было лишено какой бы то ни было практической цели. Ева выходит здесь за круг, очерченный инстинктом. Она, проявляя специфически человеческие качества, выходит за рамки функционального и чисто прагматического отношения к миру.

Если бы человек не выходил за эти рамки, он бы до сих пор пребывал в раю - в мире красоты и блаженства, но точно так же и в мире внешних ограничений. Именно благодаря женщине возник новый опасный мир с его свободной игрой желаний.

Так или иначе, но у его истоков мы видим женщину - родоначальницу всех людей, сделавшую крайне опасный и в то же время судьбоносный выбор. Эту женщину зовут Хава - «жизнь».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме