Сообщение о завершении выставки World Press Photo 2006 организаторы наклеили на лицо несчастной молодой женщины из Нигера, ожидающей вместе со своим голодным ребенком очереди в центре социальной помощи. Конечно, эта наклейка была не на живом человеке, а на большом информационном плакате. Но это вызывает невыразимо горькие чувства — напрасно канадский репортер Финбарр О’Рейли добирался в далекую Африку, напрасно отыскал с помощью своего объектива эти глаза, преисполненные вселенской печали...
World Press Photo — конкурс специфический, основа в нем фоторепортерская, то есть он рассчитан не на рафинированный постановочный эстетизм, а на отражение, желательно абсолютно реалистическое, окружающего мира.
Георг Форстер, корабельный врач трагически знаменитой экспедиции капитана Кука, после созерцания головы новозеландского юноши, купленной у людоедов за ржавый гвоздь ради пополнения анатомической коллекции Лондонского музея, приходит к неутешительному выводу: «Мы сами вовсе не каннибалы, но не видим ничего неестественного или ужасного в том, что затеваем сражения и сворачиваем шеи тысячам людей просто ради того, чтобы удовлетворить тщеславие князя или прихоть его любовницы».
Прошли века — принципы «цивилизации» получили признание в мире. Можно быть почти уверенным: призовая фотография — голова жертвы гватемальских криминальных разборок — не станет чьим-то обедом. Грех подозревать в конъюнктурщине репортеров, которые, рискуя жизнью, бросаются в ад межчеловеческих конфликтов или фиксируют последствия природных катастроф. Но, по моему мнению, во многих призовых работах нынешней фотовыставки использованы не очень честные приемы влияния на публику и жюри. Значительная часть фоторабот могла бы стать частью судебного досье по расследованию преступлений против человечества, но выставлять их на первые полосы, тем более на конкурсы, пожалуй, грех. И почему у человеческой крови такой яркий цвет! Если бы она была прозрачная или зеленая, как у каких-то червей, — большинство конкурсантов не прошли бы отбора. Я почти уверен, что замечательная арктическая фотография американца Тода Хейслера — скалы, лед, вода, белый медведь — не получила бы награды, если бы не кровавый акцент и растерзанное тело тюленя, у которого, на беду (или на чью-то мировую славу), тоже кровь красная.
Обидно, что Восточная Европа фигурирует на выставке сугубо в русле прямолинейных стереотипов: психически больные белорусские дети (разве могут при диктатуре рождаться здоровые?), ученицы кишиневской балетной школы (затертый пол, ободранные стены — так везде в бедной Молдове?), ноги украинского пьяницы, который, не удержав равновесия, падает с холмика (славянская цивилизация исключительно алкогольная?).
Все участники выставки World Press Photo, без сомнения, мастера своего дела. Глубоко психологические черно-белые портреты американских солдат — печальных и веселых, в амуниции и без — больше говорят о войне, чем тиражированные цветные репортажи с иракской мясорубки. Сломанные пальмы, спокойное море, кокосовый орех среди разного хлама на песчаном берегу (фото Массимо Мастрочи, Италия) говорят о трагедии после цунами в Индонезии больше, чем гектары руин, хотя фотограф мог развернуться на 180° и выдать миру фото в тысячу раз ужаснее. Больше всего мне понравилась серия фотографий (автор Карьен Доддс, Великобритания), на которых отражена жизнь экзотических летучих мышей. Почему? У этих милых созданий неокровавленные зубы!