Весна наступила, кошки вопят на крышах, а как с вечностью и любовью на наших экранах? Тоже неплохо. Вот, например, сразу несколько новых американских фильмов (1998 года) на эту тему.
«Проблеск надежды» (режиссер Ф.Уайтекер) действительно дарил надежду поклонникам Сандры Баллок («Скорость» и др.) увидеть любимую актрису в новой ипостаси. Сюжет картины, казалось бы, выводил актрису на необходимую орбиту: молодая женщина, счастливая жена и мать, участвует в ток-шоу вместе со своей подругой на глазах миллионов телезрителей, подруга-змея признается, что у нее роман с мужем героини... Далее, в духе Моники Левински (а теперь и российского прокурора Скуратова), смакование деталей греховной связи. Вся Америка смотрит на героиню Баллок, ее тающую улыбку. Развод, она приезжает с дочерью к маме, чтобы начать все сначала. Ее ждет зависть подруг (ведь она знаменитость!), конфликт с дочуркой (на редкость несимпатичной и противной толстушкой), поиски работы... Как всегда в подобных мелодрамах, героине удается найти свое место в жизни городка и встретить Его (школьного друга, все эти годы вздыхавшего по Сандре). Увы, картина разочарует поклонников психологической мелодрамы - все ее незамысловатые ходы можно просчитать наперед, а тусклая игра Баллок просто шокирует.
Гораздо более интересен фильм «Неспящие в Интернете» (реж. Н.Эфрон).
Кэтлин (М.Райан) - хозяйка небольшого книжного магазинчика, торгующего детскими книгами, она одинока (несмотря на наличие бойфренда), обожает свою работу, вообще душка, ее обожают дети (чужие - своих пока нет). Все было бы хорошо, но на ее горизонте появляется мистер Фокс, владелец гигантского книгоконцерна, сметающего все на своем пути, - и бедная девушка на грани разорения. Слава Богу, есть у нее задушевный друг - в Интернете, именно с ним - виртуальным, умным и тонким - она может раскрыть свою душу... Но кто же знал (кроме сценаристов и зрителей), что ее электронная любовь и есть сам коварный Фокс (Т. Хэнкс)?! Законы романтической комедии заставляют познакомиться и влюбиться непримиримых врагов...
Вечность сполна присутствует в фильме «Куда приводят мечты» (реж. В. Уорд). В основе картины - представления шведского мистика Э.Сведенборга о том, что каждый человек после смерти получает свой личный рай или ад - в соответствии с тем, каким он его представляет... Обаятельный доктор Крис (Р.Уильямс) - остроумный, парадоксальный и очень добрый - познакомился с художницей Энни (А.Скиорра), и все у них заладилось. Двое детишек, уютный домик, улыбчивая радость бытия - пролог фильма. Все разбивается вдребезги - дети погибают в автокатастрофе, а вскоре гибнет и Крис. Он попадает в Рай - оказавшийся пространством его любимой картины, принадлежащей кисти его супруги. Но мысли об Энни не дают покоя. Бедняжка Энни покончила с собой и попадает в Ад... Крис, как когда-то Орфей (вспомним в этой роли Жана Марэ в великолепном фильме Ж.Кокто) отправляется в преисподню. Сопровождает его в этом опасном путешествии бывший учитель (достойная роль ветерана М.Сюдова). Сможет ли вернуть Крис возлюбленную в гармоничный мир своей мечты, или окажется поглощенным в черном омуте ее отчаяния? Об этом узнают зрители картины-фэнтези. Несмотря на мрачность темы, она дарует нам надежду (особенно атеистам). Отметим потрясающую красочность картины - не случайно она недавно получила «Оскара» за спецэффекты, оставив позади такого конкурента, как «Армагеддон». Только этого пиршества красок уж слишком много - «масло масляное».
К сожалению, картина затянута, слащава и монотонна. Впрочем, трудно судить поэзию по законам реализма. Возможно, для некоторых этот фильм явится откровением.
И, наконец, «Город ангелов» (реж. Б Силберлинг). Казалось бы, эта картина исходно вторична. Во-первых, она является римейком фильма выдающегося немецкого режиссера Вима Вендерса «Небо над Берлином», а во-вторых, среди ее предшественников недавний знаменитый «Призрак» Джо Цукера с Патриком Свэйзи и Деми Мур.
...Мэгги Райс не верит в ангелов - она вполне преуспевающий кардиохирург и понятия не имеет, что в ее городе («Лос-Анджелес» так и переводится как «город ангелов») полным-полно этих бестелесных существ, помогающих умирающим расставаться с жизнью. Ютятся они в библиотеке (читают книги!), любят сидеть на крышах, болтают ногами на рекламных щитах. Каждый рассвет встречают на пустынном пляже: восход солнца сопровождается величественной музыкой, слышной только им... Своего рода утренняя линейка, общение с Господом. И вот один из ангелов (запоминающийся образ Н.Кейджа), видя мучения Мэгги из-за смерти своего пациента, проникается сочувствием к девушке, пытается понять ее жизнь. Дальше - больше. Бедный Сет (так зовут героя) влюбляется в Мэгги (великолепная актерская работа все той же М. Райан). Сила чувства такова, что девушка начинает ощущать его присутствие. Дальше - больше. Между ангелом и кардиохирургом возникает симпатия, дружба и даже нечто большее... В конце концов Сету приходится решать - может ли он совершить ритуал падения (с небоскреба), дабы разбиться... и превратиться в человека, потеряв бессмертие, спокойствие и еще многие преимущества божьих избранников. После мучительных колебаний Сет преодолевает страх и приходит в наш мир. Они счастливы с Мэгги, они созданы друг для друга, но мелодрама не была бы мелодрамой, если бы Мэгги не врезалась на своем велосипедике в грузовик. Сет остается один. Потрясает финал фильма - Сет на пляже, восход солнца, его окружают эфирные сотоварищи с немым вопросом - стоило ли гневить Бога из-за минутной радости? Сет входит в море, он кожей ощущает волну, он слышит крики чаек - и он счастлив, что стал человеком. Ангелы улыбаются...
Интересно, что «Город ангелов» практически не содержит спецэффектов, подчеркнуто сдержан. Главное в нем - проникновение в душу (как в переносном, так и в прямом смысле).
Не стоит сравнивать эту мелодраму с ее предтечей - философским фильмом Вендерса. На наш взгляд, «Город ангелов» - вполне оригинальная лента, одна из лучших картин минувшего года. Вряд ли ее ждет кассовый успех у нашего зрителя, особенно молодого, воспитанного на боевиках.