НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «ТИТАНИК», или СОЦРЕАЛИЗМ СНОВА НА ПЛАВУ

Поделиться
Сколько торпед было запущено в это хитроумное творение сталинского периода советской культуры! На какое количество плавучих мин оно наскакивало по собственной нерасторопности!..

Сколько торпед было запущено в это хитроумное творение сталинского периода советской культуры! На какое количество плавучих мин оно наскакивало по собственной нерасторопности!

Казалось, что последние столкновения с айсбергом перестройки и каменным пиком распада советской империи в конце концов отправят на дно этот былой броненосец, лишившийся прочной идеологической обшивки... Но не тут-то было, плывет, возвышаясь ободранными бортами над всеми девятыми валами бурной Атлантики!

Победно врезается соцреализм в «новые волны» и «постмодернизмы» самой-самой современности, вызывая неподдельный интерес представителей мирового артбизнеса. Не стоит пожимать плечами, демонстрируя полное недоумение.

По всей видимости необычайная живучесть соцреализма, и в том числе - самого крепкого - украинского, чем-то напоминает трансцендентную кантовскую «вещь в себе». С точки зрения феноменальной - кое-что проясняется, а на самом деле... Прости, Господи!..

Открытие в декабре прошлого года в Национальном художественном музее, в Киеве, выставки «репрессированных полотен» 1920-нач. 1930-х гг. из бывшего музейного «Спецфонда» и грандиозная экспозиция самого классического украинского соцреализма 1930-1980-х годов под сакраментальным названием «Мифы и реальность. Живопись тоталитарной эпохи» вполне достойны, чтобы вызвать исключительный интерес у зрителей... Но увы, время массового увлечения новинками культуры прошло... Основное внимание бывшего «культурного советского человека» поглощают растущие цены на нашем «свободном рынке».

Даже острый ностальгический интерес к недавнему прошлому не подвигнет отощавшего интеллигента на посещение музея.

А ведь есть на что посмотреть: как Иосиф Сталин выпивает со своими маршалами на некогда знаменитой, а потом упрятанной в запасники картине Михаила Хмелько - «Тост за великий русский народ» (1947). Кое-кого мутит от одного названия, хотя «свирепый хозяин» империи упорно не отделял русский народ от украинского - из одной, мол, Киевской Руси! Тут же добротно написанный портрет очень доброго «дедушки» Сталина, кисти не менее знаменитого Виктора Пузырькова. Вещи - известные только самому старшему поколению. А если говорить о «репрессированных полотнах», то они никому не были известны, даже специалистам, до появления на данной выставке.

Обсуждению сложных проблем, связанных с искусством недавнего прошлого и презентации книги, посвященной живописи советской Украины 1930-80-х годов, в которой опубликовано и уникальное собрание тематических полотен социалистического реализма, созданное коллекционером Юрием Манийчуком, и была посвящена научная конференция, организованная Национальным художественным музеем 3 марта 1999 г.: «Социалистический реализм и украинская культура». Книга «Реализм и социалистический реализм в украинской живописи советского периода. История. Коллекция. Эксперимент» (на укр. и англ. яз. Киев. 1998).

Открывая конференцию, заместитель директора музея по научной части, искусствовед Ирина Горбачева отметила, что негативное отношение к теории соцреализма, порожденной тоталитаристскими намерениями государства, не может механически переноситься на художественную практику: «Мистецтво має свої власні закони розвитку і виживає навіть за найнесприятливіших умов».

Под знаком объективного и всестороннего рассмотрения художественных, философских и культурологических проблем социалистического реализма и прошла конференция, включая обсуждение выставок Национального художественного музея и нового труда об украинской живописи 1930-80-х годов. На конференции выступили видные ученые-искусствоведы и художественные критики Украины из Киева, Чернигова, Львова, Сум).

Разительным противоречиям в идеологии, культуре и искусстве был посвящен доклад Ивана Дзюбы: «Культурна політика більшовизму: від революційних ілюзій до компромісу з дійсністю». В заключение доклада автор не преминул отметить, что положительные стороны процесса были связаны с «впертим спротивом самого «матеріалу» української культури» политике русификации!..

В обсуждении книги «Реалізм та соціалістичний реалізм в українському живопису радянського часу. Історія. Колекція. Експеримент» и опубликованной в ней коллекции произведений украинских живописцев 1950-1980-х годов, собранной Ю.Манийчуком, было отмечено, что данное серьезное издание закладывает первый камень в создание новой концепции развития украинского искусства этого периода.

Следует отметить редкий в нашей практике случай - печатные экземпляры материалов научной конференции (тираж 500 экз.) появились вполне своевременно, к ее началу. В дополнение к докладам в брошюре, посвященной конференции, опубликованы фрагменты воспоминаний известных мастеров украинской живописи социалистического реализма (А.Лопухова, В.Пузырькова, В.Шаталина), что придает изданию еще больший документальный смысл.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме