Поскольку традиции профессионального театрального образования в моем городе были в течение долгого времени прерваны, многие одесситы представляют себе процесс обучения актера или режиссера как нечто туманное и аморфное. То же самое можно сказать и о кинематографическом образовании. Не то что подросток, а вполне взрослый человек недавно пытался всерьез мне доказать, что кинорежиссером можно стать и после окончания филфака. Главное — вовремя дать команду: «Мотор!». Он искренне обиделся на меня, когда я сказала, что неплохо бы сначала правильно расставить актеров в кадре. Предварительно грамотно написать режиссерский сценарий, да и вообще овладеть искусством режиссуры, которую уместно сравнить с точными науками.
Хотя престиж творческих профессий, увы, падает, всегда находятся одаренные личности, которым жизненно необходимо выплескивать энергию на сцене или экране. Нет ничего плохого и в том, что обеспеченные молодые люди желают испробовать себя в искусстве, пусть и не обладая абсолютными способностями, которые в конце концов могут раскрыться позднее. Плохо, когда и те, и другие находятся во власти заблуждения. Да, материально и психологически трудно поехать учиться в престижный театральный вуз Киева, Москвы или Санкт-Петербурга. Но это необходимо! Помимо квалифицированных педагогов, там бурлит театральная и кинематографическая жизнь, проходят фестивали, премьеры, гастроли, семинары-тренинги, и все это до Одессы в ближайшее время вряд ли докатится.
Сама жизнь в столичном городе дарит массу впечатлений и многому учит одаренного человека. Однако часто возникает соблазн, варясь в собственном соку, оставаясь в привычном мирке, получить диплом столичного вуза. Этот соблазн обманчив, поскольку подобное еще не удавалось никому, и нет в нашем городе филиалов театральных институтов, как, скажем, в некоторых провинциальных городах России. Можно говорить только о беззастенчивых рекламных трюках, подчас используемых из года в год одними и теми же людьми. В результате не возникает ни самих филиалов, ни, соответственно, их дипломированных выпускников. А вот разочарованных молодых людей, потративших время впустую, остается только пожалеть. Но почему им так хочется верить в невозможное?
В 1997 году в некоторых одесских газетах были опубликованы объявления об открытии в нашем городе подготовительного отделения Российской академии театрального искусства (РАТИ, прежде ГИТИС), причем прием собирался проводить некий Андрей Игоревич Махлин в одной из комнаток Дворца моряков. На запрос Одесского межобластного отделения Союза театральных деятелей ректор этого вуза, профессор С.Исаев ответил: «Уважаемые господа! На ваш запрос сообщаем, что Махлин А.И. действительно окончил заочное отделение режиссерского факультета РАТИ в 1993 году (курс Васильева А.А.). Однако Академия не имеет никакого отношения к набору театральной студии. Более того, мы возмущены и категорически возражаем против использования в этой связи имени ГИТИСа в любом качестве».
Прошел год, и уже на афишных тумбах тот же гражданин России разместил рекламки о якобы созданных в Одессе филиалам Высшего театрального училища имени М.Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, а также Гуманитарного института телевидения и радиовещания (Москва) с очной и заочной формами обучения по специальностям от «актера театра и кино» до «режиссера и продюсера кино», что предполагает наличие у учебного заведения, по меньшей мере, мини-киностудии. Но мы помним ключевую фразу ответа ректора РАТИ: речь в данном случае может идти только о «театральной студии», причем не идущей ни в какое сравнение с другими студиями Одессы, например, театральным лицеем под руководством Анатолия Падуки. Зачем же называть самодеятельный коллектив, да еще и постоянно распадающийся, институтом?
Цитирую ответ снова-таки на запрос СТД проректора Щелкинского училища по учебной и научной работе профессора В.Селезнева: «...Использование наших реквизитов для проведения работы с абитуриентами по набору студентов на ряд факультетов, которых нет даже в самом училище, является недопустимым и незаконным и ставит местные власти перед необходимостью принятия всех мер для незамедлительного пресечения подобной деятельности, кто бы ею ни занимался». В то время, 15 сентября 1998 года, тогдашний министр культуры Украины Дмитрий Остапенко по тому же поводу направил мэру Одессы Руслану Боделану возмущенное письмо, заканчивающееся такими строками: «Действующими двусторонними соглашениями между Российской Федерацией и Украиной в области культуры создание учебных заведений без согласования с соответствующими министерствами и ведомствами не предусмотрено. Просим принять соответствующие меры». Там же было указано, что Государственная лицензионная комиссия не выдавала лицензию предприятию Махлина, без которой образовательная деятельность и подготовка специалистов являются нарушением действующего законодательства Украины.
Наконец, в 1999 году, заинтересовавшись идеей создания своего легального филиала в Одессе, РАТИ начала работу в этом направлении. Но из затеи ничего не вышло. Среди причин стоит назвать и небольшое количество молодых одесситов, желающих оплачивать дорогостоящее обучение (таковых нашлось менее десятка), и отсутствие материальной базы, и, как ни странно, педагогических кадров, работающих в этом учебном заведении. Лицензирование — не пустая формальность, а забота о правах выпускников...
Самое огорчительное в подобной ситуации — агрессивный настрой молодых талантов, вопреки здравому смыслу желающих верить в возможность, сидя дома, окончить чуть ли не Сорбонну или Парижскую консерваторию. Время все ставит на свои места, страсти утихают, при встрече многие бывшие «абитуриенты» несуществующих вузов говорят мне: «А ведь вы были правы!».
Огни большого города... Стоит ли им бояться? Во всяком случае, я очень счастлива, что училась именно в Киевском государственном институте театрального искусства имени И.Карпенко-Карого. При всех имеющиеся и кажущихся недостатках (а где их нет?) он дал мне очень многое. Как и Киев в целом. Вряд ли какой-нибудь кружок юного театроведа дал бы больше. За все годы учебы преподаватели не потребовали у меня даже копейки, хотя их материальное положение, скажем так, оставляло желать лучшего.
А для открытия филиала российского учебного заведения в Украине потребовалась бы соответствующая работа Государственной лицензионной комиссии, разумеется, с участием наших министерств иностранных дел, культуры, образования и науки. И этой комиссии должны быть представлены для лицензирования более десятка документов, подтверждающих право вести образовательную деятельность, с концепцией обучения, наличием базы, преподавателей, учебных планов. Ведь на одном обмане и манипулировании чужими сертификатами ничего путного не построишь.
Между тем руководимая Андреем Махлиным общественная организация — Международная академическая школа актерского мастерства и режиссуры (МАША МИР) — не являлась и не является учебным заведением, имеющим хотя бы лицензию, выданную областным управлением образования и науки. И если вам сулят диплом после нескольких лет оплаченной «учебы», не стесняйтесь, требуйте предъявить лицензию. Поскольку драмкружок и институт — это, как принято говорить в Одессе, две большие разницы. Путать их не стоит. Сейчас господин Махлин ищет поддержки у местных властей в вопросе, который должен решаться на межгосударственном уровне. Речь идет о проекте, названном «Интеркурс Петербург — Одесса», суть которого в том, чтобы проводить прием и подготовку абитуриентов… Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства в Одессе, а обучать их и в Санкт-Петербурге (по заочной форме), и в Одессе. В результате выпускникам сулят государственные дипломы вышеназванной академии. Но почему же руководитель МАША МИР упорно не желает идти законным путем, доказывать свое право преподавать с серьезным подходом к делу? И не просматривается ли тут система: набор в студию под громкой вывеской, пару лет тихого распада, а затем, когда скандал забывается, новая эскалада в том же духе?..