Интересы профессиональных антикваров смещаются в сферу составления аукционных коллекций и поиска «звездных вещей» для нового сезона. Поэтому не случайно, что большая часть качественных произведений находится не на прилавках, а в запасниках магазинов и дилерских контор. В том числе и в тех, что для покупателей закрыты вовсе. Среди последних - московский магазин ANTIQUE в Метрополе. Здесь на консультации находится пара метровых деревянных канделябров с фигурами арапчат на резных консолях.
Канделябры не замедлили вызвать интерес специалистов. Виною не только затейливость канделябров и редкость крупных интерьерных вещей на московском рынке. Это произведение - интереснейший образец деревянной лаковой пластики XVIII века, к тому же дошедший до наших дней в уникальной сохранности. Заменены лишь металлические свечники, в то время как лак и позолота, которые практически никогда не доходят без поновлений, на этих образцах оригинальны.
Настенные канделябры такого рода были весьма популярны в Европе на протяжении всего XVIII века (их популярность потом возобновилась в конце XIX века). «Черный маленький раб», не только деревянный, но и, что чаще, живой, стал едва ли не непременным атрибутом изящного рокайльного салона - как черная мушка на белоснежном лице его хозяйки. Арабская тема органично вошла в круг экзотических симпатий галантного столетия, но в отличие от новомодных шинуазри и тюркери она имела к тому времени в Европе весьма давнюю историю. Среди самых известных примеров тому - обязательный черный персонаж в традиционной иконографии «Поклонения волхвов», шекспировский мавр и негритянские физиономии черного жемчуга в ювелирных украшениях барокко.
Итальянские деревянные канделябры с арапчатами, равно как и родственные им австрийские, представляют собой не только ценный музейный раритет, но и прекрасный повод проследить жизнь старинной моды, ставшей традицией европейской культуры.