Национальная культура — это и есть национальная идея

Поделиться
Рад приветствовать читателей «Зеркала недели», этого неординарного глубокого аналитического изд...

Рад приветствовать читателей «Зеркала недели», этого неординарного глубокого аналитического издания, которое не боится в эпоху популизма, массовой культуры и заигрывания с читателем говорить о сложных процессах нашей жизни.

Надеюсь, что дискуссию о состоянии украинской культуры, ее перспективах и формировании новой культурной политики соответствующим образом оценят и поддержат читатели газеты, в част-
ности те из них, которые благодаря профессиональной привычке принимать серьезные масштабные решения, активно участвуют в развитии нашего государства.

Прошло шесть месяцев с начала работы новой команды Министерства культуры и туризма Украины. Это достаточный срок, чтобы обобщить уже сделанное и определить то, что мы должны сделать в будущем, а также наилучший момент, чтобы от деклараций о желательных изменениях — через конструктивный дискурс о сущности, путях и механизмах реформ — перейти к их во-
площению.

Культура — это что?

Культурную политику в большой степени обуславливает истолкование предмета культуры. Так считают авторитетные европейские эксперты Франсуа Мантарассо и Чарлз Лендри, авторы труда «21 стратегическая дилемма культурной политики». Следовательно, разговор о новой культурной политике, которую уже более полгода осуществляет Министерство культуры и туризма Украины, начнем с попытки определить, что же именно мы вкладываем в понятие культуры.

Фото: Василий АРТЮШЕНКО
Все мы хотим жить в стране, в которой можно было бы гордиться не только «славным прошлым», но и сегодняшними достижениями и убедительными перспективами в будущем. В этом контексте роль культуры нельзя переоценить, поскольку именно она формирует наше сознание. От культуры зависят наши идеалы и амбиции, качество и стиль жизни и мышления, качество наших отношений. Культура — это, собственно, базовые ценности, смысл, этика и способ нашего поведения. Все это обуславливает качество нашей профессиональной работы и таким образом влияет на качество экономики. Ведь не экономика создает людей, а люди — экономику. А кто создает людей? Культура! В конце концов, культура существует там, где есть человек. Именно человек является производителем, потребителем и носителем культуры. А затем и творцом человеческого в себе. Да и сама история развития человечества не что иное, как история становления человеческого в человеке. Исследователи справедливо называют культуру второй природой. Поэтому культура и является стратегическим инструментом созидания нашего будущего!

Культура — это неразрывное единство традиции и инновации, это сохранение своей сущности и одновременно развитие. Ныне мы пребываем в благоприятной системе координат, когда стилистика нового правительства — это развитие и движение вперед, в идеальное будущее, а президента — сохранение ценностей и традиций, фактически сохранение себя в этом будущем! В контексте государственной политики задача министерства именно и заключается в том, чтобы генерировать такую культурную политику, которая обеспечит движение вперед самобытной и сильной Украине.

Когда садовник холит новый росток, он уже видит будущее дерево с роскошной кроной, он уже позаботился о почве, в которой оно будет расти, учел холодные зимы и засушливое лето. Это и есть стратегический подход: когда мы планируем на большие периоды и ясно видим свою цель, тогда можем ответственно распределять ресурсы и усилия для ее достижения. Готовьтесь терпеливо взращивать наш сад, но и будьте готовы к неожиданностям, которых можно ожидать от природы.

Осознаем ли мы, куда идем?

В основе деятельности министерства — стратегическое видение. И сейчас мы ставим цель максимально заложить основы новой культурной политики, ориентируемые не на конъюнктурные цели, а на интересы нации в целом. Мы осознаем, уважаем и постигаем наработки наших предшественников — прежде всего культурологические труды Ивана Дзюбы, в частности его статью «Чи усвідомлюємо ми українську культуру як цілісність?» Наша программа заключается в закладывании кирпичей необратимости культурной реформы. В результате должны осознать самое главное: кто мы? куда идем? зачем?

Если мы хотим жить в сильной Украине, то объективно должны сказать, что хотим жить в украинской Украине! Ведь невозможно быть сильным, не являясь самим собой. То есть быть сильной и украинской Украиной — это вещи, обусловливающие друг друга. Украина не может быть сильной, если она будет не украинской, а американской или российской. Тогда она просто не будет Украиной. И если будет слабой — тоже не будет Украиной. Если не будет собой, то проиграет в соревновании с глобализмом. Но как это ни парадоксально, именно глобализация обнаружила такой интересный тренд, как тяготение к индивидуализации. Уникальность становится фактором конкурентоспособности. Именно эти тенденции позволяют нам превратить наши бывшие слабые стороны в сильные. Одной из проблем нашего культурного развития остается оторванность значительной части наших деятелей культуры от активного мирового культурного процесса. Но эта изолированность, которая была вынужденной (вспомните эссе Лины Костенко «Геній в умовах заблокованої культури»), заставила наших художников выработать особый тип мировоззрения, несущий много жизненных импульсов, которые могут совсем по-новому зазвучать в глобальном мире. В этой ситуации продолжительного непризнания тех, кто творил иную, неофициальную культуру, накопился потенциал, благодаря которому наши художники и музыканты приобретают признание в мире. Наступило время им помочь, систематизировать процесс продвижения украинских художников и украинского культурного продукта в мире. Поэтому мы не должны подстраиваться под условные стандарты и прятать свою идентичность — нужно ее понимать и достойно представлять свою уникальность. Безусловно, мы стремимся стать активным игроком на европейском культурном пространстве. И задача, над которой мы сейчас работаем, — это превращение нас из потребителя культурного продукта в его производителя и партнера мирового культурного обмена. Признавая и уважая способности нашего народа к интеллектуальному и художественному труду, его мечтательность, романтичность и то, что исследователи обозначают термином «кордоцентричность», у нас есть реальные основания вынашивать амбициозное видение наших лидерских позиций в мире, когда творцами будут не роботы, а снова люди. В эпоху, называемую постинформационной, нам самое время забрасывать якорь в будущее — посылать сильные идеи и с такой позицией идти в мир. Поэтому я и подчеркиваю, что национальная культура — это и есть национальная идея! Именно в ней закодированы устои нашей культурной и общенациональной стратегии. Мы уже выполнили первый этап национальной идеи — у нас есть независимое государство. Тем не менее «чи пануємо ми, браття, у своїй сторонці», как завещал в тексте Гимна Украины Павел Чубинский? Теперь наступило время навести порядок в своем доме, выстроить систему в осознании своих целей, задач, возможностей, механизмов и ресурсов. Только тогда сможем перейти к реализации третьего этапа развертывания национальной идеи — стать органическим региональным лидером для околочерноморского сообщества и балточерноморского пояса. Эта органичность имеет исторические предпосылки в виде большого пути «из варяг в греки» и зиждется на прочном фундаменте богатства нашей земли, таланта наших людей и многовековой культурной традиции.

Новое поколение требует изменений

Нам выпало жить в период острого цивилизационного кризиса культуры в масштабе Европы и всего мира, что, возможно, мы не так уж и ощущаем, поскольку привыкли находиться в условиях перманентных политических и экономических кризисов национального масштаба. Но мы должны осознавать, что любой кризис несет в себе и широкие возможности. Мы должны воспользоваться своим шансом сформировать новый национальный культурный проект. Это проект молодого амбициозного общества постиндустриальной эпохи, переросшего период хуторянства, провинциальности и стремящегося к новому пространству.

Новая команда Министерства культуры и туризма видит свою задачу в том, чтобы содействовать процессу рождения нового национального проекта, возможно, даже стимулировать его. Дать возможность проявиться и реализоваться тем, кто способен генерировать составляющие нового культурного процесса во всех сферах художественной и, шире, творческой деятельности; консолидировать этих субъектов вокруг нашей культурной стратегии. Это принципиально открытый проект. Свою роль мы видим в катализации процесса, результатом которого должен стать приход нового поколения, молодежи на ключевые позиции по крайней мере в государственном секторе культуры.

К этому нужно подготовиться прежде всего морально. Это не просто смена поколений, это прежде всего смена приоритетов, ментальная перестройка — процесс освобождения от одних стереотипов и выработки других. Перед нами — непростой и нелегкий путь модернизации, переосмысления украинской национальной культуры, ее позиционирования в мировом культурном пространстве как самобытной и самодостаточной системы.

Ментальные трансформации будут усилены настойчивой информационной кампанией, которую именно и разрабатывает министерство. Мы разворачиваем широкую общественную дискуссию о новой культурной политике, как это и предусмотрено процедурой Национального отчета Украины для Совета Европы. Кстати, это часть процесса, который успешно осуществляли наши предшественники.

А вот относительно организационной и институционной поддержки нового поколения — тут нас ожидает очень кропотливая и деликатная работа. Опекунство и шефство здесь не пройдут. Новая творческая личность возникает вследствие самовыражения, самореализации, и очень часто — бунта. Мы стремимся сделать больше площадок для таких творческих манифестаций. И речь даже не о поддержке отдельных проектов, конкурсов или фестивалей как, например, «Відкрита ніч», который мы всячески будем поддерживать и в дальнейшем. Речь идет о создании механизма поощрения творческих инициатив, который будет действовать системно, независимо от изменения политической конъюнктуры в стране. Для этого мы должны создать соответствующее нормативно-правовое поле.

Новая культурная политика…

Нас ожидает комплексная управленческая реформа, включающая методологическую, законодательную и институционную сферы.

Изменения начались с принципов работы самого министерства. Вводится методология стратегического менеджмента и социального маркетинга культуры. Создана команда советников, работающая в режиме мозговых штурмов. Мы планируем создать подраздел для разработки, осуществления, консультирования и тренингов по внедрению самой перспективной формы современного управления — программно-проектного менеджмента. Этот метод позволяет, устанавливая стратегические направления прорыва, контролировать достижение цели, а также сроки, ресурсы и качество. Таким образом мы привлечем новые интеллектуальные и креативные ресурсы в развитие министерства и всей культурной сферы. Такую работу должен был бы выполнять Центр проектного менеджмента украинской культуры.

Для решения новых задач в направлениях стратегических прорывов мы инициируем создание Национального инновационного фонда украинской культуры. Он должен стать ключевым инструментом инновационно-стратегического направления культурной политики; финансировать национальные стратегические программы, на конкурсной основе реализуемые через грантовые и операционные проекты. Постановления о предоставлении грантов должен принимать общественный совет экспертов. Особый статус фонда позволил бы ему аккумулировать средства из разных источников, например: из государственного и мест-
ных бюджетов; от необлагаемых налогом пожертвований меценатов и благодетелей; от специальных отчислений с продажи алкогольно-табачных изделий, услуг игорного бизнеса, продукции зарубежных культурных индустрий в Украине; из сборов от организации специальных лотерей и аукционов, а также штрафов за нарушение законов о культуре. Гранты фонда должны иметь дополняющий характер. Пока разработана концепция деятельности этой структуры, готовится соответствующая нормативно-правовая база.

С каждым годом Украина все острее испытывает потребность в центральной координирующей структуре, которая бы содействовала деятельности агентств и была направлена на распространение украинских культурных ценностей как в Украине, так и во всем мире. Такая структура, а именно Национальное агентство промоции украинской культуры, могло бы активно сотрудничать с общественными и коммерческими организациями на основе агентских соглашений. Разумеется, что это должна быть авторитетная государственная организация, которая будет вести реестр всех значительных представителей актуального украинского искусства, будет отслеживать самые современные тенденции культурной жизни в Украине и мире, будет содействовать внедрению национальных культурных стратегий.

Управленческая реформа будет касаться и структурных изменений самого министерства, которое должно стать органом формирования и реализации государственной политики в области культуры, выступать своеобразным мостом между государством и культурно-художественной средой, формировать благоприятную среду для развития национальной культуры. С этой целью создаются новые и укрепляются существующие структурные подразделы министерства, которые должны заниматься культурными инновациями, развитием национальных культурных индустрий, языковой политикой, взаимодействием с негосударственными культурными организациями. Будут созданы секторы художественных конкурсов, премий, организации конкурсов на получение грантов, департамент культурных коммуникаций и развития, управление культурных стратегий и инновационной политики, секторы мониторинга и исследований культурно-информационного пространства, стратегического планирования и реформ, культурного развития села, взаимодействия с международными организациями и европейским сообществом и т. п.

***

Министерство продолжает совершенствовать правовую базу культуры, формы и механизмы финансовой поддержки культурно-художественных проектов.

Уже поданы на согласование в центральные органы исполнительной власти проекты законов Украины «О культуре»; «О национальном культурном продукте»; «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания благоприятных условий для развития национальной кинематографии». Подан проект «Концепции Государственной программы развития культуры и искусства на 2009—2013 годы», а также проекты законов «О концепции Общегосударственной программы развития национальной киноиндустрии на 2008—2011 годы», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно охраны культурного наследия», «О внесении изменений в Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле»; «О внесении изменений в Закон Украины «О курортах», «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме», «О внесении изменений в Закон Украины «О музеях и музейном деле».

Таким образом вскоре будем иметь своеобразный кодекс законов о культуре, которые позволят решить такие задачи, как закрепление в культурной сфере новых практик, отвечающих духу времени и потребностям Украины.

Важным стратегическим направлением для развития культурной сферы правительство определило формирование целостного национального языково-культурного пространства, которое должно зиждиться на утверждении украинского языка во всех сферах общественной жизни, на обеспечении присутствия национального культурного продукта в надлежащих объемах на отечественном рынке. Реализация этой стратегической задачи предусматривает, в частности, принятие и практическое воплощение Концепции языковой политики Украины, нового закона Украины «О государственном языке», изменений в Закон о ратификации «Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств». Нужно обеспечить неукоснительное соблюдение языкового законодательства в информационно-культурном пространстве Украины. Необходимо также предоставить возможность русскоязычным гражданам городов Востока и Юга овладеть государственным языком через языковые курсы, созданные при учреждениях культуры (библиотеках, высших учебных заведениях, театрах, научно-методических центрах и т.п.). В воплощении государственной языковой политики нам не нужно перед кем-то оправдываться. Наши действия должны быть принципиальными, последовательными и наступательными, поскольку они базируются на Конституции Украины и национальных интересах.

Ключевым моментом, определяющим конкурентоспособность культуры, является качество и разнообразие национального культурного продукта. Именно это станет основным критерием в государственной поддержке культурных инициатив. Поэтому очень важная роль в этой обойме законодательных инициатив отводится законопроекту «О национальном культурном продукте». Этот закон разрабатывается как рамочный.

Государство должно осознать свою ответственность за создание гармоничного рынка культуры и обеспечить справедливые условия для конкуренции украинского производителя с мощными культурными индустриями России и США, фактически доминирующими на нашем рынке. Мало того, продолжительное время фигура арт-менеджера, продюсера у нас вообще находилась «вне закона» — будто и нет такого вида деятельности. А между тем от этих специалистов, их квалификации, благосостояния, мотивации в значительной мере зависит популяризация и продвижение достижений отечественной культуры, донесение ее ценностей до самых широких слоев общества. Следовательно, речь идет о внедрении прозрачных и справедливых правил деятельности художественного рынка Украины.

***

Действенность предлагаемого механизма должны обеспечить соответствующие изменения в налоговом, бюджетном, таможенном законодательстве. Особенно актуально создание благоприятного налогового и инвестиционного режима для национального кинематографа. Для этого уже наработаны законодательные предложения.

В тесной связи с законом «О национальном культурном продукте» вносятся изменения в Закон «О благотворительности и благотворительных организациях». Мы убеждены, что предоставлять важные налоговые льготы стоит лишь тем, кто поддерживает национальную культуру — дает средства на возрождение памятников или некоммерческое украинское искусство.

Подготовлено новое Типовое положение об областных управлениях культуры, направленное на модернизацию этих структур (работаем над решением вопроса относительно предоставления им статуса главных управлений), а также проект постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины от 01.08.07 №996», которым предусмотрено создание при облгосадминистрациях отдельного структурного подразделения по охране культурного наследия.

У нас богатейшее наследие этнических традиций, обрядов, обычаев, художественных ремесел, национальной кухни. Все это является неисчерпаемым ресурсом для устройства фестивалей и праздников, ярмарок ремесел, других разнообразных мероприятий, которые не только воспитывают молодое поколение в национальной духовной традиции, но и привлекают туристов, создают рабочие места, стимулируют креативность, а в итоге формируют яркий образ Украины, где жизнь интересна, разнообразна и привлекательна.

Ценной частью единого культурного наследия украинского общества являются культуры всех этносов, национальных меньшинств, издавна населяющих Украину. Забота о сохранении культур и языков всех этнических групп и коренных народов относится к важным задачам государственной политики. Кроме уже традиционной поддержки многочисленных культурно-художественных мероприятий, намереваемся создать в Киеве Центр культур национальных меньшинств. Предусмотренные законом мероприятия должны способствовать преобразованию мощного культурного потенциала, которым обладает наша страна, в культурный капитал.

Мы понимаем, что Министерство культуры и туризма уже не может управлять государственным сектором культуры лишь административными методами, поэтому переходим на роль координатора, приобщая всех игроков культурного процесса, сотрудничая с коммерческо-бизнесным и общественным секторами. Выстраивание социального партнерства — это очередная ключевая реформа управления.

***

Партнерство с негосударственным сектором культуры — ключевой элемент культурной политики цивилизованных европейских стран. Так должно быть и в Украине, если мы серьезно стремимся к европейским стандартам.

Уже около трех лет в сфере культурной политики плодотворно работает Центр развития «Демократия через культуру», с которым регулярно взаимодействует МКТ. Эта организация сотрудничает с Советом Европы. Центр развития регулярно проводит конференции, семинары, тренинги, благодаря которым представители культурной сферы Украины на практике усваивают принципы европейской культурной политики и своими инициативами присоединяются к общеевропейскому контексту. Так, в мае этого года при поддержке МКТ в Киеве состоялась мощная конференция «Общины, нацеленные в будущее. Культура творит разнообразие» при участии экспертов из Швейцарии, Польши, Испании, России, Румынии, Сербии, Болгарии. Результатом этого форума стало принятие «Меморандума творческих городов». По приглашению центра «Демократия через культуру» Украину посетил руководитель дирекции по вопросам культуры, культурного и природного наследия Совета Европы Роберт Палмер. Продолжается региональная программа СЕ «Киевская инициатива для демократического развития через культуру Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины». Примечательно и решение сената Наблюдательного совета Европейского культурного парламента провести сессию в 2009 году именно в Киеве. Следовательно, наши тезисы о региональном лидерстве Украины начинают приобретать реальные очертания.

Нас спрашивают, а что конкретно?..

Для признания мировой общественностью Голодомора в Украине актом геноцида украинского народа в ряде государств мира состоялись торжества и мероприятия культурной программы памяти жертв Голодомора 1932—1933 гг.
На протяжении апреля—июня такие акции прошли в Израиле, Великобритании, Нидерландах, Чехии, Словакии и Польше.

В программе международного сотрудничества мы не теряем надежды на тесное партнерство с Россией. Это свидетельствует о нашем настрое на культурный диалог и профессиональное сотрудничество, что подтверждает выставка «На алтаре времени» — скульптура и народная икона из коллекции президента Виктора Ющенко, с успехом прошедшая в российской столице в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Министерство культуры и туризма активно готовится к футбольному чемпионату Евро-2012. 13 февраля 2008 года правительство возложило на МКТ ответственность за координацию подготовки гостиничной инфраструктуры. Нам удалось расшевелить «спячку», царившую в большинстве принимающих городов. Были проведены выездные совещания по вопросам мониторинга реализации инвестиционных проектов относительно строительства и реконструкции гостиничной сети; осуществлен мониторинг подготовки гостиничной инфраструктуры в Днепропетровской, Донецкой, Одессой, Харьковской, Львовской и Киевской областях.

***

Сейчас в центре внимания министерства качество предоставления туристических услуг и выполнение субъектами туристической деятельности лицензионных условий. С начала 2008 года были аннулированы свыше 300 лицензий на туристическую деятельность, более 800 туристических фирм предупреждены о наличии нарушений лицензионных условий. Наше государство имеет международные туристические соглашения с 54 государствами мира и готовит к подписанию соглашения еще с десятью странами. Недавно, во время визита президента Мальты в Украину, мы подписали договор о сотрудничестве в отрасли туризма.

На протяжении 2009 года вместе с нашими партнерами в большинстве областей мы создаем информационно-туристические центры в виде украинских писанок. Орнаментика этих писанок будет отвечать традиционной стилистике каждого региона. В таких центрах туристы смогут получить информацию, приобрести сувениры, заказать тур.

Надеюсь, вскоре мощными туристическими маршрутами станут Батурин, где осенью этого года готовим открытие Музея гетманской славы в отреставрированном дворце Разумовских, Музея археологии Батурина и завершение воспроизведения батуринской крепости. Значительно интереснее для посетителя должна стать обновленная экспозиция Музея Тараса Шевченко в Каневе, где тоже заканчивается реставрация. Мы инициируем предоставление статуса национального историко-культурному заповеднику «Поле Полтавской битвы», параллельно идет работа над обновлением содержания деятельности этого учреждения, происходит переосмысление значения Полтавской битвы в контексте европейской истории.

Именно в музейном деле, которое всегда считалось самой консервативной отраслью, должны произойти радикальные изменения. Время повысить социальное позиционирование музеев и изменить отношение к ним со стороны активной части общества. Нам нужно преодолеть стереотип восприятия музея как «территории неуспешности», «склада старины», «кладбища искусства» и сформировать образ привлекательного и комфортного места для самообразования, творческого общения и семейного досуга. Эти задачи будут решены в рамках проекта «Живой музей», который планируется запустить со следующего года.

***

Среди культурных индустрий, требующих активной поддержки государства, особое место занимает кинематограф. Здесь происходят глубокие и конструктивные изменения. Государственной службой кинематографии разработаны «Порядок определения и предоставления государственной финансовой поддержки производству, распространению, демонстрированию национального фильма и возобновлению и сохранению национального кинонаследия» (в ближайшее время документ будет представлен на утверждение Кабинета министров Украины) и «Порядок отбора литературных сценариев и кинопроектов, выбора объектов государственной финансовой поддержки и осуществления государственного заказа в области кинематографии», который будет утвержден приказом Министерства культуры и туризма.

Сейчас в производстве находятся такие фильмы: «Той, що пройшов крізь вогонь» (Михаил Ильенко), «Кобзарі, або Квіти мають очі» (Лесь Санин), «Одного разу я прокинусь» (Марина Кондратьева), «Криза» (Валерий Ямбурский), «Зона» (Тарас Томенко), «А вы граєте в шахи?» (Валентин Васянович), «Пісня Галагана» (Алексей Росич), «Моя країна Україна» (52 короткометражных мультипликационных фильма об истории, обычаях и традициях регионов Украины, режиссер Степан Коваль при участии молодых мультипликаторов).

После решения Конституционного суда Украины, ряда дискуссий с дистрибьюторами и демонстраторами сегодня все фильмы иностранного производства перед распространением дублируются, озвучиваются или субтитрируются на украинском языке. На протяжении 2008 года валовой сбор от кинопоказов по сравнению с аналогичным периодом 2007-го увеличился на 4%. Соответственно растет и количество зрителей (по прогнозным оценкам, мы ожидаем возрастания числа зрителей до
26 млн.).

Кстати, о делах бюджетных. Важные изменения произошли в системе государственных закупок в сфере культуры. Освобождаются от тендерных процедур произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, книги, периодические издания и прочие документы, зафиксированные на бумаге, магнитной, кино- и фотопленке, оптических дисках или других носителях информации для пополнения библиотечных фондов, произведения и услуги для создания новых постановок (концертов), изготовление исходных фильмовых материалов, аудиовизуальных произведений, произведения и услуги, которые закупаются для непосредственного проведения выездных гастрольных мероприятий творческих коллективов и исполнителей.

Впервые за всю историю существования министерства нам удалось «выровнять» бюджетный год — положить конец остаточному принципу финансирования, равномерно во времени распределив расходы на потребности отрасли. Впервые улучшились структурные показатели бюджетного финансирования — часть расходов развития возросла с 3,2 до 6,8%. Министерство улучшило социальное положение работников отрасли, обеспечив повышение их статуса до 18-го тарифного разряда. Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и внесении изменений в некоторые законодательные акты» Министерству культуры и туризма Украины утверждены расходы в объеме
1 160 242,7 тыс. грн., что на 30% больше по сравнению с минувшим годом.

Понимая, что бюджетный процесс — чувствительный индикатор реальных изменений, мы стремимся обеспечить синхронность концептуального, нормативно-правового, административного и прагматического уровней для успешной реализации нашей стратегии. Еще раз подчеркиваем нашу принципиальную открытость и готовность к восприятию всех конструктивных замечаний и предложений.

Инструменты будущих изменений

Мы осознаем, что стратегические реформы невозможно осуществить на протяжении короткого времени, но главное — заложить основы этого процесса, выбрать правильное направление движения в будущее. Сподвижник Тараса Шевченко, выдающийся актер Михаил Щепкин говорил: «Можно играть хорошо или плохо, но самое главное — играть правильно».

***

Обобщая наши планы относительно направлений культурных реформ, мы осознаем, насколько важно не только видеть цель, но и мыслить технологически. Поэтому напоследок хотел бы представить главные инструменты новой культурной политики.

Прорывным стратегическим инструментом мы считаем долго- и среднесрочные государственные программы культурного развития. Не менее важно формирование благоприятной нормативно-правовой среды для всех игроков культурного процесса — авторов, художников, продюсеров, инвесторов, спонсоров, благодетелей, меценатов, государственных и негосударственных и неприбыльных культурно-художественных организаций, а также средств массовой информации, фактически являющихся главными промоутерами культурного процесса и новых художественных произведений и событий. Третий, уже упоминавшийся ранее, инструмент — это закрепление новых культурных практик и методов управления в современных реформированных или новообразованных институтах — таких как Национальный инновационный фонд украинской культуры, Национальное агентство промоции украинской культуры, Центр проектного менеджмента украинской культуры, Национальная академия менеджмента искусств и культурных индустрий, Институт культурных стратегий и др. Четвертый инструмент новой культурной политики, чрезвычайно актуальный для демократического и рыночного общества, особенно в условиях информационной эпохи, — это информационный менеджмент и социальный маркетинг, который мы начинаем активно внедрять. Конечно, министерство не отказывается от таких традиционных инструментов управления, как прямое администрирование и бюджетное финансирование. Наряду с этим намереваемся применять и более тонкие и современные инструменты, а именно: межведомственное координирование построением горизонтальных связей и проектного сотрудничества с другими министерствами; социальное партнерство через привлечение к выполнению государственных программ бизнесных и общественных организаций; инновационное проектирование, заключающееся в непосредственном выполнении министерством прорывных операционных проектов; определение перспективных направлений социокультурных исследований с учетом достижений социального инжиниринга и футурологии; влияние на формирование новых учебных программ с целью воспитания художников и менеджеров для реалий завтрашнего дня; концептуальное инициирование мировоззренческих парадигм, присущих постиндустриальной и постинформационной эпохам.

Если говорим о государственном управлении, то должны понимать, что культура — это нежный инструмент. В сущности, она является живым организмом со своими циклами развития и угасания — и снова развития. Выстраивая систему культурного менеджмента, мы должны всегда помнить слова Григория Сковороды: «Не вчи яблуню родити яблука — вже сама природа її навчила, лише загороди від свиней, зніми гусінь і зріж сухі гілки». Тогда и получим щедрый урожай. Это в полной мере касается культуры.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме