Лина (Рената Литвинова) — в ожидании «красивой жизни» |
На закрытии Киевского международного кинофестиваля «Молодость» был продемонстрирован новый фильм «первой леди» украинского кино Киры Муратовой «Настройщик». Это первый показ на территории СНГ, правда, картина уже получила высокую оценку у зрителей Венецианского и Торонтского фестивалей. Фильм — результат копродукции Украины и России. К сожалению, в Венеции по забывчивости продюсера наша страна не прозвучала. Но к достоинствам ленты это никакого отношения не имеет.
Фильм «Настройщик» — лирическая кинопоэма абсурда с реминисценциями Гоголя и Зощенко, Кафки и Булгакова, где незаметно пролетевшие два с половиной часа внимательно рассматривается фантасмагория современного социума. Лучшая по своему всепрощению картина продолжает развивать темы, к которым уже обращалась Муратова во «Второстепенных людях», а ранее в «Чувствительном милиционере».Злая насмешка и трагическая нелюбовь к человечеству отсутствуют не только во взаимоотношениях персонажей, но и в мягком, несвойственном режиссеру в других работах, видеоряде.
Эта современная история «мертвых душ» светла и горька, нелепа и смешна одновременно. Бывший настройщик Андрей (несомненный творческий успех Георгия Делиева), вышвырнутый социальными переменами из привычной среды, занимает вместе с жаждущей роскошной жизни красавицей-женой (Рената Литвинова) нежилой фонд чердака, изо всех сил старается создать ауру благополучия, тем самым пытаясь удержать супругу. Он врет и мошенничает. Обхаживает милую, бодро-ветхую старушку из «той жизни», живущую от постепенной продажи оставленных мужем ценностей (в ее роли предстала зрителям совершенно незнакомая и великолепная Алла Демидова), а вместе с ней и ее подружку, бойкую, но у которой «все позади» (ее блестяще играет героиня первого фильма Киры Муратовой, «повзрослевшая» Нина Русланова). В абсурдной круговерти погони за легкой прибылью стираются грани любви-ненависти, добра-зла, вседозволенности-табу, и в этой нежизни рвутся последние связи — лилейная кошечка-жена превращается в львицу, готовую загрызть уже зараженного агрессией мужа. Обманутая же старушка по-российски интеллигентно и по-христиански смиренно винит во всем случившемся себя.
«Настройщика» отличает скрупулезно выстроенные интерьеры, великолепные в своей претенциозности костюмы, умно подобранная музыка, умелая, но забытая во многих фильмах работа с профессиональными актерами, выстроенность кадра и четкая логика монтажа. Фильм этот — несомненная удача Киры Георгиевны, перед которой можно лишь восхищенно склонить голову, с нетерпением ожидая ее следующей работы. Надеюсь, она вновь напомнит миру о существовании высокой планки украинского кино.