Наследница "хранителя времени" Жоржа Мельеса: "Кино во время войны — это акт человечности"

Поделиться
Недавно в Киеве гостила правнучка Жоржа Мельеса - Мари-Элен Лерисси. Она приехала по приглашению кинофорума "Чилдрен Кинофест". Встретившись с мадам Мари-Элен Лерисси в Fairmont Grand Hotel Kyiv для эксклюзивного интервью ZN.UA, говорили о кинематографе прошлого и настоящего, о компьютерной графике и игровой киностихии, а также об утерянных фильмах Мельеса, которые ищет его правнучка.

В нашумевшем фильме Мартина Скорсезе "Хранитель времени" (2011) Бен Кингсли сыграл Жоржа Мельеса (1861–1938), одного из основоположников мирового кинематографа. В 1896-м Мельес открыл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре. Он также изобрел множество оригинальных приемов, которые разнообразили методы киносъемки, создавая из искусства кино подлинное чудо. По некоторым данным, Мельес снял около полутысячи фильмов (разного хронометража). За свои заслуги этот человек был удостоен ордена Почетного Легиона. Сам о себе говорил: "Я родился с душой артиста, одаренного ловкостью рук, изворотливостью ума и врожденным лицедейским талантом…"

Недавно в Киеве гостила правнучка Жоржа Мельеса - Мари-Элен Лерисси. Она приехала по приглашению кинофорума "Чилдрен Кинофест". Устроители провели конкурс короткометражек среди детей "Сними как Мельес", предложив в качестве источника вдохновения старые-старые фильмы прадедушки Мари-Элен… Человека, которого называют "королем спецэффектов" и "хранителем времени".

Мадам провела кинопредставление, во время которого фильмы Мельеса показывались так же, как и в начале прошлого века: со вступительным комментарием конферансье и под аккомпанемент фортепиано. Всю свою жизнь эта женщина посвятила поискам, систематизации и популяризации фильмов своего легендарного предка. Ведь львиная доля его фильмов еще не так давно считалась безвозвратно утраченной.

Встретившись с мадам Мари-Элен Лерисси в Fairmont Grand Hotel Kyiv для эксклюзивного интервью ZN.UA, говорили о кинематографе прошлого и настоящего, о компьютерной графике и игровой киностихии, а также об утерянных фильмах Мельеса, которые ищет его правнучка.

Жорж Мельес
Жорж Мельес

- По разным данным, всего Мельес создал от 500 до 600 фильмов. На данный момент найдено немногим больше 200. Есть ли надежда, что в будущем еще удастся найти новые пленки?

- Сам по себе Мельес был человеком немножечко безумным, и иногда он писал, что снял тысячу фильмов. Но это число звучало для красного словца и эпатажа. Его любили упоминать в своих статьях журналисты. После долгих скрупулезных исследований его творчества мы насчитали только 520 фильмов. На сегодня найдено 215 лент, и по хронометражу - это больше половины всего, что он снял за 16 лет своего творчества. С годами находить новые фильмы становится все труднее.

Много фильмов мы отыскали среди ярмарочников, которым Мельес в свое время продавал пленки. Также много его работ осталось в синематеках, у коллекционеров, антикваров, на блошиных рынках… Иногда поиск тех или иных фильмов превращается в настоящий детектив. Один фильм мы нашли, например, в курятнике. Приятно, что в последние годы к этим поискам подключились молодые кинематографисты, которые внимательно исследуют архивы. Последний на сегодня фильм мы нашли в 2012 году через французскую Синематеку. Это лента о Робинзоне Крузо.

- А как с партитурами? Во время выступления ваш сын играет на пианино те же мелодии, что и в свое время исполнялись, когда свои работы показывал сам Жорж Мельес?

- Изначально никаких конкретных партитур создано не было. Фильмы в те годы показывались просто под гармоничный музыкальный аккомпанемент. А спустя несколько десятилетий стало модно смотреть такого рода кино без музыки. В середине ХХ века кинематографисты считали, что тишина дает возможность сосредоточиться на визуальном ряде. Но в
1975 году мы с семьей решили - все-таки будет лучше, если показ картин будет сопровождаться музыкой. Так аутентичнее. Сначала мы приглашали молодых пианистов, а потом в семье появился свой музыкант Лоран, который очень хорошо играет под фильмы. Ему мы и доверили эту миссию.

- Кого бы вы могли назвать Мельесом в сегодняшнем кинематографе?

- Сравнить очень трудно, потому что сегодня мы имеем дело уже с совсем другим кинематографом. Мельес - это как алфавит кино. Самое начало начал. Из современных режиссеров, которые в какой-то мере напоминают Мельеса, я бы могла назвать Мишеля Гондри. У него похожий, рукотворный подход к созданию кино. Также в его фильмах делается ставка на игровую сторону жизни, которую так любил мой прадед. Ему нравилось все, что выходит за рамки традиционного восприятия реальности.

- Во Франции снимается огромное количество фильмов о художниках, а также о выдающихся деятелях культуры. При этом о Мельесе была снята лишь одна черно-белая лента в далеком 1953-м. К тому же полноценным игровым фильмом ее не назовешь.

- Я неоднократно слышала о намерениях разных режиссеров снять фильм о Мельесе. Однако все они в итоге приходят к выводу, что Мельес - это нечто священное, и пытаться показать его в кино практически невозможно. Любые попытки переосмыслить его образ кинематографическими способам обречены на провал. Ведь у каждого - свой Мельес.

К тому же он сам очень часто появлялся в своих фильмах. И экранного Мельеса мы все очень хорошо знаем. Так что каждый, кто попытается снять байопик о нем, неизбежно будет конкурировать с тем, как Мельес показывал самого себя.

Бен Кингсли.
Бен Кингсли.

- Единственный полноценный фильм о творчестве Мельеса снял Мартин Скорсезе в 2011 году - "Хранитель времени". Правдиво ли в нем показан ваш прадед?

- Да, достаточно честно. Если учитывать, что этот фильм - прежде всего, сказка. Правда, он там очень романтизирован. В жизни же он был более глубоким. Если Скорсезе показывает его фокусником, то на самом деле он был, прежде всего, мыслителем. "Хранитель времени" рассчитан, главным образом, на американского зрителя. Думаю, если бы фильм о Мельесе снимали не в Голливуде, где кино превращают в шоу, а в Европе, то лента была бы более честная.

Работая над "Хранителем времени", Скорсезе привлек по 250 человек в США и Лондоне, а также 150 человек в Париже. И перед тем как начать съемки, он собирал всех, кто был занят в работе над фильмом и устраивал показы короткометражек Мельеса. Так что каждый, кто хоть как-то приложился к созданию ленты (даже если он просто настраивал свет или протирал пыль с декораций), хорошо понимал, кто такой Мельес. Такой подход, конечно, вызывает большое уважение. Ведь Скорсезе - известный киноман. Он неоднократно снимал фильмы об истории кино.

- Творчество Мельеса оканчивается как раз накануне Первой мировой. Какой должна быть роль кино во время войны?

- Мельес прекратил снимать в 1913 году. Точной причины не знаем, но, наверное, это как то связано с тем, что его жена тогда сильно заболела, и он был вынужден ухаживать за ней. Потом началась война, и он вместе с дочкой начал ездить по фронту, показывая свои фильмы, фокусы, а также проводя концерты. Он чувствовал свой долг, что солдат нужно как-то отвлекать от всех этих ужасов.

Я понимаю, что Украине сейчас тяжело… Когда собиралась к вам, некоторые мои знакомые вскрикивали: "Разве ты не боишься?" Но я отвечала, что наоборот, как раз в такие моменты и нужно нести людям радость - им ее очень не хватает. По той же причине я поехала с концертом в Чили, когда там был Пиночет. Это акт не политический, а человеческий.

- Мари-Элен, есть ли еще в мире конкурсы наподобие "Сними как Мельес"?

- Есть несколько конкурсов и наград, посвященных памяти Мельеса. Например, во Франции проходит мини-кинофестиваль фильмов, которые снимают дети. И победителям в нем вручают призы, которые называются по-дурацки просто "Мельес". Да и выглядят они неказисто. Если все остальные свои награды я ставлю дома на специальную полку, то эту я спрятала в кладовку…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме