Недавняя публикация «Я кажу «ні» («ЗН» от 10.09) о том, как Олег Скрипка отказался от звания заслуженного артиста, возымела неожиданный резонанс как в кругу читателей, так и в цеху «носителей» государственных почестей. Реакция не такая уж и неожиданная, если тема будоражит — одни спрашивают: «За что вы так Скрипку?», другие оживляются: «Прежде надо заслужить, а потом отказываться!» Масла в пламя подлила и недавняя наградная чехарда накануне Дня независимости, когда решили обессмертить сотни «отличившихся» деятелей малозаметного фронта. Дикость... Тех, кто умеет профессионально петь, отлично играть (на театральной сцене или в консерватории), писать качественную литературу, можно пересчитать по пальцам. Тотальный дефицит ярких личностей и оригинальных дарований... А количество ежегодно (и не понятно за что) награждаемых — «нас тьмы и тьмы». Где их только находят труженики из службы госнаград и геральдики секретариата президента?
Разумеется, к проблеме надо относиться без излишнего эмоционирования. Шашкой наголо нельзя разрубить узел памяти. Для многих наших творцов госпоощрения и дороги, и святы, поскольку за корочками — труд, талант, самоотдача. Знатоки истории театра «Современник» вспомнят, что еще в конце 50-х XX века молодые да резвые актеры под руководством Олега Ефремова решили вообще отказаться от всяких званий, поскольку перед искусством все равны... Уточнение — перед искусством. Но перед чем равняться многим нынешним тусующеся-творящим, если их жизнь протекает в основном не «в», а «около» искусства (вопреки Станиславскому)? Звания девальвируются — и что остается... «Нам остается только имя...» — писал Мандельштам. Разве возразишь?..
Олег ВЕРГЕЛИС
Как относятся к званиям непосредственные обладатели этих самых званий — известные актеры и исполнители? «ЗН» обратилось за эксклюзивными комментариями и субъективными оценками по этому вопросу к некоторым видным деятелям отечественной культуры и шоу-бизнеса.
Давид БАБАЕВ, народный артист (считает, что звания сейчас раздаются по «цветовому принципу» — тем, кто был на революционных баррикадах):
— Как самоцель звания не нужны. Когда на улице ко мне подходят незнакомые люди с просьбой дать автограф или просто улыбаются и благодарят за работу, уверен, что им совершенно все равно, есть у меня звание или нет. Да и у нас в Театре русской драмы в программках звания не указываются. Мы не пытаемся повлиять заранее на отношение зрителя: мол, этот актер из первого, а этот — из второго состава. Зритель не дурак, сам разберется: он или принимает игру или не принимает.
С другой стороны, звания нужны, поскольку их наличие дает существенную надбавку к скудной актерской зарплате. Звание «заслуженный» предполагает надбавку 20 процентов от зарплаты, «народный» — 40%. Думаю, эта надбавка особо ощутима для актеров, преданных театру, тех, кто не бегает по презентациям и ночным клубам. Еще больше она значима для актеров провинциальных театров, у которых и зарплата поменьше, и негде еще что-то заработать. Считаю, что хороший актер не должен всю жизнь нуждаться и ходить с протянутой рукой.
Я дорожу своим званием. И если уж звания существуют, то готов радоваться и поздравлять достойных людей, которые себя проявили и действительно что-то заслужили.
Когда людям, не сведущим в области культуры, приходится ею заниматься, то вместо решения проблем они выдвигают лозунги. Могу подсказать, чем на первых порах заняться... К примеру, на улице Лютеранской был музей истории Киева. Ценителям комфорта понадобилось это помещение. С тех пор больше года экспонаты этого музея валяются в ящиках Украинского дома. Новый министр культуры заявляет, что это проблема городских властей. Выходит, наш министр не в курсе, что все музеи находятся в ведомстве Министерства культуры? А сама идея пересмотреть и снять звание, чтобы таким образом пополнить бюджет министерства, на мой взгляд, слаба и неэффективна. Этот выловленный мизер окажется всего лишь каплей в бюджете. Могу предположить, что от этого зарплата культработников и библиотекарей не увеличится.
Раньше существовало множество фильтров, через которые пропускали кандидатов на звание. В прошлом были, конечно, и свои огрехи: беспартийные и люди определенной национальности сходу отметались как «недостойные». Но было же время, когда звания не продавались и не покупались! Сейчас, в свете последних постановлений, они раздаются по принципу «цвета», в виде обещанного поощрения за поддержку на баррикадах.
Ани ЛОРАК, заслуженная артистка (думает, что звание нынче — не больше чем просто слова):
— Дорожу званием, так как свой творческий путь я начинала со звания «заслуженная артистка Украины» и была самой молодой из тех, кто его получил. Если звания будут нести за собой значимость — тогда важно, чтобы они были. А если наличие звания ничего за собой не несёт, тогда какая разница есть оно или нет?
София РОТАРУ, народная артистка СССР (не сомневается, что высший титул — это любовь народа):
— Свое первое звание я получила после победы на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии в 1973 году. Это было событием огромной важности для Украины — его оценивали наравне с политическими успехами страны. Когда я вернулась на Родину, меня встречали как национального героя! И вскоре после этого я получила звание заслуженной артистки Украины. Затем последовали и другие: народная артистка Украины, Советского Союза, всех званий и наград не перечислить. Конечно же, приятно, когда твои заслуги отмечают на государственном уровне, и я очень горжусь всеми званиями и наградами, присвоенными мне. Но самая дорогая награда для меня — любовь и признание моих зрителей и слушателей. Дороже их благодарности нет ничего для любого артиста. И заслужить эту любовь можно только огромным трудом и взаимной любовью. Всю свою жизнь я много работала и не надеялась на чью-то помощь или подарки судьбы. И с позиции своего опыта могу уже с уверенностью сказать: если ты хочешь добиться чего-то в этой жизни, то прежде всего научись любить эту жизнь, людей и принимать их такими, какие они есть. Без любви к людям нельзя добиться успеха, тем более артисту. Любовь — универсальная формула успеха и вечной привлекательности человека.
Владимир РУНЧАК, композитор, дирижер (пятнадцать лет на тропе войны против званий):
— Очень давно (как для новейшей истории Украины), в начале 90-х годов я начал радикально и резко высказывать протест против обидных процессов присвоения творцам так называемых «кличек»: заслуженный, народный. В дальнейшем, занимаясь своим делом — дирижированием, внедрением новой академической музыки, — а помимо этого еще и работая ответственным секретарем Киевской организации Национального Союза композиторов Украины, я отказывался даже от обсуждения своей кандидатуры на присвоение мне какой-либо из государственных наград, аргументировав свое решение тем, что творческий труд для меня есть вполне самодостаточным. Неоднократно высказывал свою позицию как в личных разговорах с коллегами-композиторами, руководством союза, так и на официальных собраниях правления, съездах. Значительная часть работы ответственного секретаря и сотрудников аппарата как раз и состояла из подготовки и подачи документов в определенные органы, в администрацию президента.
У подавляющего большинства членов союза, композиторов и музыковедов есть другая точка зрения. Что ж, каждый из нас имеет на это право. Одинаковую — ошибочную, на мой взгляд — точку зрения по этим вопросам имела коммунистическая власть, затем власть Леонида Кучмы и так называемая демократическая власть (посмотрите на недавние указы нового президента!). Оказывается, что каждой из них нужно таким образом делить творцов на приближенных, близких, родных и «других», точнее — чужих. Спрашиваю: возможна ли отмена почетных званий и государственных отличий для творческих личностей в нашей стране? Отвечаю: вряд ли, поскольку этого не желает подавляющее большинство деятелей культуры и искусств, потому что они получают свои 40—60% к зарплате. Да и власть подобным образом либо приближает, либо отдаляет творцов от себя.
В контексте этой абсурдной игры с вышестоящими, которую они сами себе и выдумали, предлагаю на 60% повысить зарплаты всем деятелям культуры и искусств, работающим в государственных учреждениях и организациях, независимо от того, имеют они почетные звания или нет. Таким образом, тот, кто его имеет, получит свои родные 60%, а другие, которые без званий, тоже получат 60%, не ожидая своей очереди в списках на получение наград. Результат государство ощутит мгновенно, и общественное «значение» государственных отличий откроется всем и сразу. Все эти «государственные клички» их владельцы сами выкинут долой без всяких сожалений.
Наталья СУМСКАЯ, народная артистка (предлагает прекратить систему тайного дележа):
— Звание — это как знак качества, а к нему все стремятся. Знаю одну свою коллегу, у которой нет звания, так она в настенном календаре сама себе его «присвоила»... И ко всему еще приписала, что она «лауреат Ленинской премии»! Понятно, не всем удается сыграть три-четыре десятка блестящих ролей. А чтобы тебя заметили, хочется каждому. Наш директор театра любит повторять: «У нас в театре 100 звезд!». Так не бывает! На чьи спектакли стремится попасть зритель, те для него и звезды, а ведущих актеров в театре 5—7 от силы. И было бы несправедливо, если бы у них не было знака отличия. С ним становишься взыскательней к себе, но не к другим. От того, что у меня появилось звание, я не стала требовать в поездках СВ-вагон или лучшие номера в гостиницах. Звание — это наш брэнд.
Может, стоит пересмотреть саму систему, то есть побеспокоить тех, от кого зависит принцип «раздачи»? Звания подписывают номенклатурщики, не имеющие ничего общего с искусством. Я сама испытала неприятные ощущения в 2000-м. Как-то утром прихожу в театр, меня поздравляют, а вечером оказывается, что у них со списками «что-то не заладилось» (может, перебор вышел?) и мою фамилию вычеркнули... Я-то звание получила, только на следующий год. Правда, до сих пор эта система для меня осталась не ясной. Может, нужно прекратить сам способ тайного дележа?
Елена ФИЛИПЬЕВА, балерина, народная артистка (полагает, что звание добавляет танцору уверенности на сцене):
— Во всем мире не существует понятия «звание». То, что они присуждались в Советском Союзе, для меня служило планкой, было к чему стремиться. Казалось, получить звание — значит заслужить почет. Считаю, что такой стимул и сейчас нужен. Звания добавляют ответственности, появляется внутреннее обязательство — соответствовать. Это совсем не значит, что я хожу по театру, задрав нос: «Я народная артистка!». В то же время, замечаю, как со мной, уважительно моргая, здороваются молоденькие девочки из кордебалета. С получением звания появляется сознание, что ты чего-то добился в своей профессии, попал в среду лучших. Сыплются всевозможные приглашения: участвовать в правительственных концертах, на приемы в посольствах. Это показатель того, что тебя ценят, что ты становишься представителем страны. Я в этом вижу и возможность расширить круг общения — приятно и престижно находиться среди успешных людей.
Когда говорят об отмене званий, сразу представляю, что отнимут звание не у меня, а у ветеранов сцены. У людей, которые своим трудом и стараниями заслужили их.
В мире нет званий, но есть превосходная степень оценки — этуаль, звезда. Считаю, если мы так стремимся подделываться под чужие стандарты, тогда почему бы зарплату не платить своим звездам по мировым меркам? Посмотрите, как живут звезды на Западе и как у нас. Разрушать, извините, просто не умно. Особенно если ничего не могут предложить взамен.
Давид ЧЕРКАССКИЙ, заслуженный деятель искусств (высшее звание — «международный артист):
— Забавно, когда от званий отказываются. Я бы тоже мог отказаться, но не понимаю — зачем? Если ты не просил, а тебе вдруг дали, то это — как деньги, значит заработал. Правда, звания нужно отрабатывать. Хотел бы дорожить своим званием, но не знаю, как. Хотя нет, когда стараюсь понравиться женщине, говорю: «Я не народный, я давно уже международный!». И вижу, женщина начинает смотреть на меня с восторгом.
Поощрять нужно людей достойных. Публичных людей разглядеть нетрудно: певцы, артисты, танцоры... Кто доставляет радость — тем и давать. Хорошо артистам балета, они получают звания в 25 лет, когда еще не потеряно ощущение счастья. С режиссерами и кинематографистами грустнее, сложнее и запутаннее. Наверно, кто-то профессионально должен отслеживать их достижения.