На Первом национальном — новый начальник и старые тревоги: опять аврал в связи со стартом отборочных маневров на «Евровидение-2006». Алена Мозговая — главный музыкальный менеджер канала — рассказала «ЗН» о новой технологии конкурсного сита, которое, возможно, определит и песню, и конкурсанта от нашей страны для «командировки» в Грецию.
— Существуют ли у музыкального менеджмента Первого национального особые идеи относительно проведения отборочных туров на «Евровидение-2006»? Если, конечно, они состоятся.
— Изучив и проработав несколько форматов — «Фабрика», французский формат «Персон Триумф» и ирландский «You are star», — мы решили, что максимально адаптируемым под Украину, может быть, последний, в переводе на украинский — «Ти — зірка». Разработана концепция этого конкурса. Как вы знаете, произошла смена руководства компании, появился новый президент НТКУ… Мы поставлены в жесткие условия. 20 марта каждая страна должна привезти в место проведения финального конкурса исполнителя, песню и видео. Поэтому сроки подгоняются под 20 марта. Если через неделю не запустимся, то возникает большой знак вопроса: а сможем ли вообще реализовать этот формат?
— Расскажите о самом формате. В чем особенности его технологии?
— Конкурс разбит на несколько этапов. Сначала жюри (количество человек не регламентировано, но, по-моему, должно быть не больше пяти) выезжает со съемочной группой в регионы (условно их шесть — центр, восток, запад, север, юг и город Киев). В каждом из регионов выбираем город, в который и съезжаются из окрестностей все желающие принять участие в конкурсе. Из каждого региона выбираем по два представителя —потенциальных кандидатов на финал. Затем эти двенадцать человек собираются в Киеве, подключаются специалисты — композиторы, команда стилистов, дизайнеров. Их задача — раскрыть наиболее подходящее направление в музыке, имидже, песне того или иного конкурсанта. Далее — телевизионная часть. Это своеобразное шоу, когда каждую неделю в субботнем прайм-тайме выходит часовая программа. В первом блоке смотрим на видео, как проходила подготовка (создание образа, репетиции). Через неделю —прямой эфир, где конкурсанты могут реально показать свой талант и спеть известные песни. Это могут быть как мировые хиты, так и известные украинские и российские композиции. Параллельно проходит голосование. Но чтобы не получить однобокое представление, мы решили сделать смешанную систему: 50% зрительских голосов и 50% — голоса жюри. В Ирландии точно так же. Это взвешенная система голосования, она оптимальна и наиболее объективна. После первого голосования три человека, занявшие последние места, вылетают. И мы работаем уже с девятью участниками. И опять та же кухня… Неделю с ними работают, подбирают песни, если надо, меняют имидж, а потом две программы — о подготовке конкурсантов и прямой эфир с песнями и голосованием. В результате уже из девяти человек остается шесть. И так далее.
До финального отборочного конкурса реально доходит только три человека. Но в завершающей программе они уже будут исполнять произведения, специально для них созданные. Эти три исполнителя — потенциально готовые финалисты. Каждый из них может ехать на «Евровидение» с номером и песней. Будет голосование, и естественно, человек, набравший наибольшее количество голосов, и будет представлять страну на «Евровидении-2006».
Данный формат оправдал себя не только в Ирландии, но и в других европейских странах. С точки зрения телевидения, это шоу и открытие новой звезды. До 14 ноября мы уже должны выехать в регионы! Но пока это невозможно, так как существует период анонсирования (с помощью Первого канала и региональных СМИ). Ведь люди должны узнать, что они в определенное время, в таком-то месте могут собраться, спеть или сплясать. Ведь им не нужно готовить специальный номер с аранжировкой!
— Почему не используется форма проведения отборочных туров по образцу 2005 года, когда присылали фонограммы и жюри их прослушивало?
— Мы прослушали тогда массу записей. Но хороших песен было мало. Лучше идти по пути профессиональному, обратившись к композиторам, которые создают хиты. Возможно, в городе Цюрупинске есть талантливый Вася Батарейкин, который может создать гениальный хит, но шанс, что этот шлягер дойдет до потребителя, минимальный. То, что нам присылают в виде нот, вы же понимаете… Никто это не будет изучать. Я считаю, что нужно пробовать новые формы. Ведь истории украинского «Евровидения» только четыре года.
— Каковы, по-вашему, слабые стороны будущих отборов?
— Есть опасение, что мы в регионах никого не найдем, что человек (или группа), которые будут представлять страну на «Евровидении», могут не соответствовать профессиональному уровню и возможна ошибка именно в этом. Но ведь не секрет, что в Украине много дарований, у некоторых нет возможности приехать в столицу на студию и достучаться до продюсера. Их просто никто не будет слушать — все заняты. А здесь, как в фильме про Фросю Бурлакову, — можно прийти, спеть два куплета и своей харизмой обаять жюри. В регионах много профессионалов, известных только там. И задача телевизионной команды — отделить зерна от плевел. Кстати, в Ирландии отборочный конкурс такого формата пользуется большей популярностью, чем само «Евровидение». Но ситуация у нас пока подвешенная… Мы ограничены во времени и ожидаем, что скажет по этому поводу наш новоназначенный президент г-н Докаленко.
— Что можно сказать о бюджете предварительной подготовки к «Евровидению-2006»?
— Бюджет немаленький, конечно. Это же выезды, переезды, большая съемочная группа, гостиницы, сцена, свет, звук, в общем затратная часть существует. Я не могу сказать сейчас точно до копеек… Это около двух миллионов гривен. Может, чуть меньше... Но так как формат сам по себе интересный и уже есть ряд спонсоров. Ожидаем большой рейтинг этих программ.
— Есть ли самовыдвиженцы на «Евровидение-2006» от нашей страны со своими песнями, бюджетами и идеями?
— Пока не вижу горящих желанием. Перед нами стоял выбор: внутренний отбор или конкурс? Последний интересен с точки зрения телевидения. И тем, что Украина может получить новую звезду. Если у Русланы было огромное желание ехать, то похожих, готовых окунуться с головой в этот процесс, я пока не встречала.
— По-вашему, провал «Гринджол» — закономерность или случай?
— Очень люблю этот вопрос. Считаю, что изначально нельзя нарушать условия конкурса, если они таковыми являются. А введение четырех новых групп в финал — это и было нарушением. Бесспорно, песня «Разом нас багато» — хит и у каждого была на слуху… Если помните, условием их участия было изменение слов, чтобы без политической подоплеки. Но все равно, хоть слова и изменили… От перемены слагаемых сумма не меняется. Ведь фаны «Евровидения» в стороне от политики. Может, они специально не голосовали, хоть им и импонировало выступление «Гринджол». Ребятя старались, но выше головы не прыгнешь.
— Насколько можно доверять официальной версии менеджмента Русланы о причинах ее неучастия в Копенгагене в юбилейном «Евровидении-2005»?
— Я привыкла доверять. Продюсер и муж Русланы Александр Ксенофонтов был членом жюри, когда шла трансляция из Копенгагена. Он в приватной беседе подтвердил, что Руслана была туда приглашена EBU (создателями и владельцами конкурса). Но есть страны—фаны «Евровидения» — это реальный фанклуб, и они проголосовали за те песни, которые многие из нас еще в детстве слышали. Композиции, за которые они отдали свои голоса, очень известные в Европе (да и у нас). А из новых победивших исполнителей никто не прошел. Та же Папаризу прошла по квоте EBU. Как организаторы, они имели право взять того, кого сочли нужным. Ну а просто в качестве гостя Руслана выступать не захотела. У нее свои планы. И она уже устала от того, что ассоциируется с «Евровидением». Ведь всю жизнь с этим брэндом жить не очень интересно.
— Учитывая опыт и конкурентную картину предыдущих конкурсов, какой бы продукт могла представить Украина в будущем — по жанру, формату, по имиджу, музыкальному наполнению?
— Кто бы ни представлял Украину на «Евровидении», он должен делать то, что для него «природньо». Если умеешь петь, а танцевать не умеешь, — то не нужно этого делать. Так как это будет смешно. Нужно отталкиваться только от того, кто на сцене.