В Национальном доме органной и камерной музыки состоялся четвертый концерт Валерии Балаховской из цикла «Шедевры органной музыки». Грандиозный замысел цикла призван представить слушателям музыку различных национальных школ.
Программа минувшего концерта под названием «Немецкая органная музыка» включала произведения И.С.Баха, М.Регера и Ю.Ройбке. Именно в истории немецкой национальной школы искусство органа достигло кульминации. Два столетия, отделяющие патриарха полифонического мастерства эпохи барокко И.С.Баха от представителей романтического направления Ю.Ройбке и М.Регера, не только не отдалили композиторов, а наоборот, благодаря общим традициям сблизили художников во времени и наделили их произведения сходными стилистическими чертами.
Открывала концерт величественная Токката и фуга ре минор — одно из ранних произведений Баха, исключительное по размаху и эмоциональному напряжению. Двухчастный цикл, в котором импровизационные, виртуозно-моторные эпизоды сменяются фугированными, лежит в основе различных жанров — фантазия и фуга или пассакалия и тема. Позже он трансформировался в клавирные прелюдию и фугу. Сочетание огромной звуковой мощи, виртуозности и безукоризненной техники с философской рафинированностью спустя столетия все еще вызывает эмоциональный отклик слушателей.
Творчество Регера явилось своеобразным возрождением немецкой органной школы в ХІХ веке. «Еще ни один мастер не упал с неба. Каждый из нас стоит на плечах другого», — говорил Макс Регер, считая наследие Баха первоисточником своего музыкального творчества, называя его «началом и концом всякой музыки». Регер стремился сохранить в своих сочинениях внутренние силы классики, используя при этом современный ему романтический музыкальный язык. Тем не менее органная музыка Баха была для Регера основой основ (в частности «органность» проступает у него и в оркестровой, и в фортепианной фактуре).
Регеровские хоральные прелюдии, интродукция и пассакалья ре минор стали одновременно продолжением баховской традиции и новым этапом в развитии немецкого органного искусства. Показательно то, что В.Балаховская сознательно включила в программу концерта обработки одних и тех же хоралов, принадлежащих перу Баха и Регера, показывая слушателям эволюцию развития жанра: более камерные, философски углубленные у Баха и монументальные, красочные, усложненные у Регера.
Заслуживает внимания и произведение немецкого композитора-романтика Юлиуса Ройбке, исполненное во втором отделении. Ю.Ройбке был сыном органного мастера. Несмотря на свою короткую жизнь (композитор умер в возрасте 24-х лет), он овладел искусством игры на фортепиано и органе, а также сочинил две сонаты, песни и несколько органных произведений. Четырехчастная соната до минор имеет подзаголовок «94-й псалм», в котором содержится мольба к Господу о справедливости. Дивное сочетание философско-религиозного подтекста с внешней виртуозностью (в этом сказалось влияние Листа, любимым учеником которого был Ройбке) стало близким и созвучным современности.
Хочется особо подчеркнуть, что Валерии Балаховской прекрасно удался ее масштабный замысел — донести до слушателей философскую идею и монументальное величие немецкого органного наследия. Очень милая, очаровательная и скромная в жизни, Валерия на сцене с легкостью подчиняла своей воле звуковой массив органа, поражая профессионализмом и неподдельным артистизмом. Получив музыкальное образование в Национальной музыкальной академии по двум специальностям — фортепиано и орган, В.Балаховская много стажировалась и совершенствовала свое исполнительское мастерство в Австрии, Швейцарии, Германии, выбрав основным для себя именно органное исполнительство. Валерия Балаховская очень много концертирует по городам Украины, Белоруссии, Прибалтики, Узбекистана, выступала с сольными концертами на фестивалях в Польше, Германии, Австрии, принимала участие в международном баховском конкурсе органистов в Лейпциге.