Полина Агуреева в фильме «Долгое прощание» |
В финале церемонии закрытия «Кинотавра-2004», когда Марк Рудинштейн и Олег Янковский официально попрощались с публикой, на экране в глубине сцены Зимнего театра возникла пустая звездная дорожка. Грустная музыка Микаэла Таривердиева, площадь, заполненная публикой, застывшие вдоль дорожки, словно в почетном карауле, моряки — Сочи прощались с фестивалем, родным, привычным, который в течение пятнадцати лет привлекал сюда толпы приезжих, по-прежнему ценящих «наше кино». Город готов принять обновленную фестивальную эстафету в будущем году, и благодарные зрители с восторгом будут чествовать новых и старых звезд, по традиции идущих по звездной дорожке к Зимнему театру.
Первейшей «заэкранной» интригой «Кинотавра» был вопрос о преемниках. Озвучивались и даже публиковались в некоторых московских изданиях три версии: называли имена Никиты Михалкова, давнего «заклятого друга» «Кинотавра», талантливого режиссера и успешного генерального продюсера РТР Валерия Тодоровского, одного из самых перспективных теле- и кинопродюсеров, неизменно повышающего рейтинг «ведомого» им телеканала СТС, нашего земляка Александра Роднянского. Стрелки весов общественного мнения неизменно склонялись к последнему, ведь его интерес к кинопроизводству и осуществление качественных проектов, имя, наработанное в кругу ведущих мировых кинопродюсеров, вселяют надежды на долгую жизнь сочинского фестиваля. И жизнь эта будет абсолютно новой. В ближайшее время, думаю, решат юридические формальности и кинематографический мир узнает, кто поведет корабль «Кинотавра» в его шестнадцатый год.
Во второй половине конкурсной программы «Кинотавра», как обычно, были собраны самые «крепкие» работы. Это относится и к дебютным лентам. К сожалению, за рамками внимания жюри остался фильм Романа Балаяна «Ночь светла». Жаль, ведь эта картина, о которой «ЗН» уже писало после ее премьеры в киевском Доме кино, — одна из немногих работ, несущих свет, тепло и добро.
Новая работа Сергея Урсуляка, хорошо известного своими лентами «Русский регтайм» и «Сочинение ко дню Победы», — экранизация одноименной повести Юрия Трифонова «Долгое прощание». В свое время это было одно из культовых произведений писателя, наряду с «Обменом» и «Домом на набережной», которым зачитывались, о котором беспрестанно спорили. Ткань трифоновской прозы, наполненная смыслом и чувственностью, непередаваемым ощущением времени, на мой взгляд, была утеряна при переносе на экран. Хотя исполнительница главной роли — дебютантка Полина Агуреева портретно и по психо-физическим данным идеально подходит трифоновской прозе. Потому, наверно, и получила приз за лучшую женскую роль. Надо сказать, что в этой номинации было из чего выбирать: великолепно сыграла Елена Яковлева в фильме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн», интересная работа у Аллы Демидовой в фильме Бориса Бланка «Смерть Таирова», очень сильная работы у Алены Бабенко в «Водителе для Веры» Павла Чухрая. На тему выбора жюри можно лишь рассуждать, но вердикт есть вердикт.
Самым болезненным для меня, да и для многих моих коллег, был выбор победителя в номинации «главная мужская роль». Безусловным лидером в этом плане был Богдан Ступка, сыгравший отца-генерала в «Водителе для Веры». Его актерский талант в этой роли достиг такого неаффектированного трагизма, таких полутонов, переданных взглядом на крупных планах, такой убедительной силы, что озвученное со сцены имя победителя, великолепного артиста Александра Абдулова, вызвало шум непонимания в зале. Действительно, и фильм «О любви» Сергея Соловьева, и роль, сыгранная Александром Гавриловичем (кто ж откажется сыграть чеховского героя!), не самые удачные в творческом списке уважаемого в кино режиссера и актера. Думаю, у картины Павла Чухрая большая фестивальная и прокатная судьба, и работа Богдана Ступки будет оценена по достоинству.
Самым интересным дебютом была лента «протеже» Сергея Бодрова-старшего Гюльшад Омаровой «Шиzа», снятый по их совместному сценарию. Это жесткая история о поисках «дороги к себе» пятнадцатилетнего героя.
Основными претендентами на главный приз были Павел Чухрай и Валерий Тодоровский. Профессионально ладно, как и все у Тодоровского, скроенный «Мой сводный брат Франкенштейн», с блестящими актерскими работами уже упоминавшейся выше Елены Яковлевой, Леонида Ярмольника, который просто раскрыл в этой картине еще незнакомые зрителю свои актерские возможности, Сергея Гармаша и Даниила Спиваковского, оставил тягостное впечатление. И не потому, что эта социально-психологическая драма как минимум в трех местах имеет драматургические провалы, что не свойственно одному из самых профессиональных и интересных сценаристов сегодняшнего кино Григорию Островскому. И не так прост Тодоровский, чтобы делать «своевременное, идеологически выдержанное» кино. Есть, видимо, в фильме своя загадка в истории искалеченного войной не только физически, но и душевно (вплоть до медицинского диагноза), героя. Я трактую его как антитезу Даниилу Багрову, российскому Робин Гуду, здоровому, уверенному в своей жестокой правоте обаятельному убийце. Во «Франкенштейне» для доброго и светлого человека весь мир наполнен «духами» и, чтобы избавить его от них, страшных и безжалостных, он готов уничтожить его без остатка, включая самых близких людей. Так страшно расширяется спектр ненависти, уходя от национальной идеи к идее вселенского конца.
«Водитель для Веры» — сложнейшая по переплетению полутонов любовная история, плотно вписанная в паутину политических интриг, происходящих в Крыму в 1962 году. Картина филигранна по своей выстроенности — сценарной, режиссерской, актерской, операторской. Недаром Чухрай, кроме «Золотой Розы», собрал призы за режиссуру и сценарий. И что еще очень важно — эта картина является копродукцией России и Украины, в чем немалая заслуга Александра Роднянского. Так что у украинского кино есть будущее — оно, прежде всего, в цивилизованном подходе к производству фильмов в содружестве с другими странами, что давно уже поняли европейские кинематографисты.