После развала Украинской студии хроникально-документальных фильмов наше неигровое кино оказалось в беспросветном болоте. Единичные вспышки фильмов Буковского, Маслобойщикова, Сергиенко и других не спасали ситуацию. Стало очевидно: документалистику возродят небольшие частные студии западного образца (а именно студия «Контакт», успешно работающая уже свыше десяти лет), более приспособленные к современным условиям, нежели гигантская «фабрика грез» на Черепановой горе. Одна из них — независимая студия Inspiration Films, возглавляемая продюсером Светланой Зиновьевой. В ноябре Inspiration Films отпраздновала свою первую годовщину премьерой документального фильма Максима Суркова «На болотах».
Отсутствие качественной документалистики является недостатком любого киногосударства. Без нее не только не может состояться полноценный кинематограф. Сама история современного мира может оказаться неполной без ее кинематографического фиксирования. Украина 90-х годов, пожалуй, так и останется terra incognita для будущего в том смысле, что в этот период не были созданы достойные документальные памятники. Есть надежда, что с началом ХХІ века ситуация изменится. В это заставляет верить активность продюсера Светланы Зиновьевой, создающей творческий центр документалистики вместо фактически мертвой «Укркинохроники». Уже год успешно функционирует студия Inspiration Films. В октябре на кинофестивале «Молодость» состоялась презентация Украинского центра документального кино (УЦДК), учрежденного Светланой Зиновьевой совместно с молодым режиссером Максимом Сурковым. Его цель — продвижение украинских кинопроектов на международном рынке и популяризация качественной документалистики с помощью видеотеки мирового документального кино. Новосозданный центр также призван готовить наших художников к непривычным рыночным условиям фильмопроизводства. Ведь для получения финансирования, более надежного, чем может дать Минкульт, автор фильма должен разбираться в сложной технологии написания проектов и заявок, не бояться иностранных слов по типу «синопсис» и «тритмент», а также иметь международные связи. УЦДК базируется в кинематографическом центре Киево-Могилянской академии, сформированном журналом «Кіно-Театр».
В течение первого года существования студия Inspirаtion Fims реализовала две ленты: «Галшчин Дім» Сергея Маслобойщикова и «На болотах» Максима Суркова. Эти фильмы представляют две противоположные модели качественного документального кино. Лента Маслобойщикова — образец корпоративного кинопроизводства, то есть кино на заказ. Успех этого проекта в том, что в фильме удалось синтезировать авторский подход и фантазию с требованиями заказчика. Картина должна была стать очерком истории Киево-Могилянской академии, а также путеводителем по современному университету. Однако в фильме безошибочно чувствуется авторская стилистика Маслобойщикова, его новаторство в области научно-популярного кино.
Второй фильм, чья премьера совпала с годовщиной студии, — стопроцентная авторская документалистика. Выпускник КГУТИ Максим Сурков в прошлом году дебютировал неигровой лентой «Томен. Кольори життя». Она понравилась далеко не всем, но говорит об упорстве и настойчивости молодого режиссера. Место действия его следующего фильма заявлено в названии — «На болотах». Молодых документалистов в последние годы почему-то привлекает тематика «декаданса» украинского села. В прошлом году одновременно с Максимом Сурковым стартовали братья Васяновичи, чья кинокартина «Старі люди» тоже поведала о безрадостном положении полесского крестьянства. В новом фильме Сурков развивает ту же тему. Нищее волынское село вблизи границы с Беларусью влачит жалкое существование, ведя натуральное хозяйство довольно причудливой формы. Единственная прибыль жителей села — собирание клюквы, так что их благосостояние полностью зависит от того, будет ли урожай этой ягоды на непредсказуемых волынских болотах. Год из жизни крестьян, зависящих от природных обстоятельств не меньше, чем первобытные люди, стал материалом короткометражного поэтического этюда. Поэтический язык в документалистике — хорошая альтернатива повсеместной традиции talking heads, заполонившей теле- и киноэкраны. Преимуществом ленты «На болотах» является абсолютное отсутствие закадрового комментария — сюжет излагается исключительно аудиовизуальными образами. Фильм снят на видео, но это не помешало оператору В.Кабаченко передать тончайшие визуальные детали волынской крестьянской культуры. Правда, иногда режиссер теряет чувство меры в своих экспериментах. Еще в своей первой работе он удивил многих неуместным использованием сдвоенного изображения. Похоже, Максиму захотелось превратить этот прием в признак авторского почерка. Но расползание полесского пейзажа не менее неоправданно, нежели разборка на запчасти полотен художницы Марии Томэн в «Кольорах життя». А вообще чувствуется бесспорный творческий прогресс режиссера, подающего большие надежды.
Новый фильм Максима Суркова активно продвигается на европейский рынок: Inspiration Films ведет переговоры о его продаже с голландскими, датскими и литовскими телеструктурами, а также со знаменитым телеканалом ARTE. Кто знает, возможно, действия вдохновителей Inspiration Films выведут нашу документалистику из нынешнего болота.