На берегу разлили молоко

Поделиться
В Одессе завершился восьмой по счету фестиваль театров "Молоко". Гран-при достался современному провокационному спектаклю Ивано-Франковского театра им. И.Франко - "Кастинг". У этого же театра - приз зрительских симпатий за знаменитую "Солодку Дарусю" по мотивам романа М.Матиос.

В Одессе завершился восьмой по счету фестиваль театров "Молоко". Гран-при достался современному провокационному спектаклю Ивано-Франковского театра им. И.Франко - "Кастинг". У этого же театра - приз зрительских симпатий за знаменитую "Солодку Дарусю" по мотивам романа М.Матиос.

Несмотря на все трудности дней текущих, Одесса, как ни странно, переживает подобие культурного возбуждения. Только нынешним летом - вереница разноформатных фестивалей, громких смотров, шумных выставок. Если добавить к этим событиям политические картинки с выставки, то жизнь действительно бьет ключом.

"Молоко" на театральной карте Одессы и Украины - довольно необычный фестивальный проект. Он не позиционирует себя как подчеркнуто пафосный, грозно влиятельный. Скорее, это смотр достижений и попытка театрального диалога. В афише "Молока" традиционно пересекаются как серьезные профессиональные спектакли, так и студийное сценическое творчество.

По замыслу инициатора и организатора "Молока", неугомонного театрального подвижника Михаила Журавля, "зритель на фестивале получает возможность "испить свежего молока" творчества…".

Призы феста решены в виде симпатичных деревянных коровок. Эти милые игрушки для взрослых дышат чем-то подлинным, экологически чистым. И вот что хочу заметить: несмотря на разный уровень представленных работ, практически все они - экологически чистые, т.е. максимально искренние, приближенные к первозданной природе чувств.

Как говорит Михаил Журавель, сценическая платформа фестиваля (а это Одесский культурный центр на улице Василия Стуса) оборудована сверхсовременными театральными приборами ЕТS (США) и Delta (Италия), аналогами которых может похвастаться в нашем городе разве что оперный театр. Других залов, оборудованных звуком системы "линейный массив" и большим стационарным RGB-экраном, в городе так и вовсе нет.

Открыли фестиваль уже знаковым для украинского театра спектаклем - "Солодка Даруся" по повести Марии Матиос (Ивано-Франковский театр им. И.Франко). Эта постановка, естественно, вне всякого конкурса. Ей уже около семи лет. И за это время спектакль увидели театралы не только Украины, но и Европы, США, Канады. Постановка режиссера Ростислава Держипильского образно и эмоционально открывает зрителю трагические страницы нашей истории. С этим спектаклем для многих связано необычайно важное театральное чувство - катарсис. Следует заметить, что одесский зал на "Дарусе" был забит под завязку, принимали спектакль несказанно тепло. Пожалуй, на фестивале эта постановка и выиграла бы в номинации "лучшая реакция зала". Неудивительно, что "Солодка Даруся" получила от одесситов и гостей феста приз зрительских симпатий.

А первое место на "Молоке", по мнению жюри, у уличного действа ROOD (театр "Парадигмариум", Киев). Мрачным антуражем и защитными костюмами участников это действо напоминает о неприглядности и неестественности войны, вражды.

ROOD
ROOD

Второе место жюри определило спектаклю Strip-Tease - это сценическая версия пьесы классика польского театра абсурда Славомира Мрожека, которую представил театр "Сонях" (Ровно). Мрожек, как оказалось, не устаревает и позволяет открывать в своих пьесах новые современные подтексты.

Тщетность власти денег, неспособной купить самое дорогое - семейные отношения, любовь, благодарность детей - явил "Месье Амилькар" на основе знаменитой французской пьесы Ива Жамиака (студия "Театральный проект" из Днепропетровска).

С днепропетровцами третью ступеньку на пьедестале почета разделил поэтичный "Икар" (театр "Студия 5.1", Киев). Режиссер Валерия Демченко поставила спектакль, который надо на одном дыхании - протанцевать, промахать крыльями. Античность здесь обозначена скупо и точно. Многое определяют детали, например, скромная бутыль, оплетенная лозой. Но главное, конечно, талант и рвение молодых ребят-актеров. Они предстали в разных образах: стремящегося ввысь юного Икара, его уже умудренного житейским опытом и потому вполне бескрылого Дедала, слепого поэта Гомера, благодаря которому герои сохраняют веру в мечту или гибнут. Отчаянная попытка мечтателя сотворить крылья для тех, кому хочется только ползать, казалось бы, обречена на провал. Но стоит хотя бы одному поэту поверить в прогресс - и колесо истории вертится все быстрее, а крылья становятся крепче.

А, собственно, главная награда "Молока" - Гран-при - досталась Ивано-Франковску. За спектакль "Кастинг, или Кто хотел люстрацию?" (режиссер Андрей Кирильчук) на основе текстов Ю.Муравицкого, В.Пелевина, Г.Грекова и даже М.Жванецкого. Постановка особенно тепло была встречена молодой аудиторией. Поскольку спектакль (с долей провокативности) - и двуязычный, и актуально резонирующий. Некоторая доля ненормативной лексики воспринималась розочкой на торте. Ведь и десерты иногда бывают экологически чистыми. Контраст легкой развлекательной сюжетной интриги с неизбежным осознанием личной ответственности каждого и за все - более своевременного и манкого для сегодняшней публики сочетания ингредиентов, пожалуй, и не найти. В этой постановке хочется выделить точные и живые образы, скажем так, наших современников, хорошо сыгранных ивано-франковскими актерами: Иваном Блиндаром, Игорем Захарчуком, Евгением Холодняком. Особенно поразила ценителей прекрасного органичная и привлекательная Надежда Левченко - в роли офисной секс-бомбы Памелы. В общем, "Кастинг" для зрителей, жюри и актеров оказался успешным.

Под занавес фестивальной программы в Одессе показали рок-оперу DIVKA (муниципальный театр им. Леси Украинки, Львов). Раскованная и свободная интерпретация хрестоматийной "Наталки Полтавки" (как бы добродушная игра в китч) - такова эта DIVKA, т.е. шоу от режиссера Алексея Коломийцева. В пространстве спектакля герои носятся с досками, которые служат им и орудиями труда, и денежными единицами, и даже меню в кабаке. Древесина свежая - земная стихия. А в мечтах героев царят синтетические облака из пены белоснежной полиэтиленовой стружки. Небесное проникает в земное, например, во время эпизодов в доме главной героини, когда кучка белой пены превращается в муку, бережно просеиваемую через сито. Вокалистка Олеся Котляревская в роли Аннычки (так в этой версии именуют исконную Наталку) - трогательна, свободолюбива, артистична. Фрагменты DIVKA показали прежде на Дерибасовской (в рамках книжного форума "Зеленая волна"), снискав теплый прием одесситов. На "Молоке" тоже был радушный прием. Хотя в кулуарах и поговаривали о сложной ситуации, сложившейся сегодня во Львовском театре. Говорят, что волна скандалов нарастает. Бунт актеров против режиссера подвел театр к черте конкурса на должности худрука и директора. Конкурс был сорван - из-за фактически двух комиссий и несогласованных действий. Тем не менее, режиссер и его единомышленники проявили чудеса энтузиазма, обновив состав спектакля DIVKA специально для одесского фестиваля - практически полностью! Конечно же, хочется пожелать этому театру только творческих потрясений, поскольку закулисные скандалы лишь изматывают.

Ну а одесситы были представлены на фестивале детскими постановками и спектаклем Театра Перуцкого "Аз есмь тварь" по пьесе николаевского драматурга Виктора Понизова. Не снискавший фестивальных наград, он, тем не менее, достоин особого упоминания. Это режиссерский дебют Кристины Масаловой. Персонаж Александра Перуцкого (владелец модного дома и театра - тоже дебютант в актерском амплуа, в теории хорошо постигший систему Станиславского, ну такие у нас в Одессе люди, не удивляйтесь) - Некий Хороший, не то ангел, не то дьявол в щегольском костюме, ведущий в загробном мире протокол допроса Некоего Плохого (Игорь Пензенский). Скрежещущий музыкальный фон, зловещая атмосфера замкнутого пространства, свечи, которые Некий Хороший в начале представления гасит, а в конце зажигает… Жанр представления - воплощение ваших грехов.

"Зачем же вы творите мерзости? - вопрошает Некий Хороший Некоего Плохого, а, в сущности, всех присутствующих. - Ведь что такое хорошо, и что такое плохо, вам, тварям, объясняют еще в детском садике! Я вас, тварей, вижу насквозь!". Профессиональная актриса Елена Шаврук присутствует в спектакле без речей, это грешный актер, Некто Жертва, которому приходится перевоплощаться средствами пантомимы в тех, кто пострадал когда-то в результате действий Некоего Плохого: девочку-одноклассницу, которая близко к сердцу восприняла его бездумно нанесенное в детстве оскорбление и в итоге свела счеты с жизнью; юную проститутку, с которой он недавно провел ночь и посчитал ситуацию исчерпанной, так как расплатился, и "она была не против…". Но и Некий Хороший далеко не безгрешен, ему есть в чем покаяться… Волнение, накладки - все это было с данной постановкой на фестивале. Но главную задачу она выполнила, обратив зрителю глаза "зрачками в душу", заставив задуматься о том, где первоисточник наших грехов, после какого скверного поступка впервые все пошло не так, как могло бы. Хочется надеяться, и девятое "Молоко", которое будет подано "в будущем году, в то же время", подарит театралам не один свежий глоток.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме