21-й пошел… «Казино Рояль» — очередной опус «бондианы» — почти на всех мировых экранах одновременно (в том числе и в Украине). Специфика именно 21-й серии этой шпионской «мыльной оперы», как уже известно, в том, что Агент 007 резко поменял «масть» — теперь это невысокий блондин негероического вида (актер Дэниэл Крэйг). А также в том, что наконец полноценно экранизирован самый первый роман Яна Флеменга из обозначенной серии — роман, у которого до 2006 года была несколько смешная экранная участь.
Его зовут Бонд (Джеймс Бонд!). Ее зовут — Елизавета ІІ. Он по-прежнему на службе у Ее Величества. Потому что Западу грозят опасности регулярно. Ее Величество едва ли не погладила его по белокурой голове — на лондонской премьере. А он сделал едва ли не коленопреклоненный пируэт — дескать, служу… Хотелось бы написать Советскому Союзу. Но 007 служит идеалам западного гуманизма! Исключительно. И сколько бы трупов ни насчитывалось на его шпионском пути в схватках со злом разных жанров и категорий — все это зло определяется продюсером в зависимости от исторической конъюнктуры.
Предыдущая, двадцатая, «бондиана» («Умри, но не сейчас»), кто помнит, была посвящена коварствам Северной Кореи. Генералы с помощью навороченного аппарата (аки гиперболоида инженера Гарина) собирались переполовинить бедных землян — во благо светлых идеалов. Нынешняя «бондиана» предсказуема — борьба с террором. С этой целью роман 1953 года осовременен, подогнан под дизайны-интерьеры начала XXI века, запросы нынешнего зрителя. На сей раз главная задача Бонда — выследить некоего террориста Моллока. И по ходу своего дела агент оказывается на Багамах, где знакомится с неким Демитросом. А тот связан с банкиром Ле Шеффером, который подкармливает мировой террор. Этот негодяй и решает сорвать куш в казино «Рояль» в Черногории. А денежки подбросить коллегам Усамы… Планета в опасности. Кто ее спасет? Правильно, Бонд.
С последним у продюсеров проекта Барбары Брокколи и Майкла Уилсона возникла головная боль. Пирс Броснан ушел с «бондианы» с высоко поднятой головой: не хотите — не надо! А затянувшийся пасьянс при выборе новой кандидатуры поначалу не предвещал ничего радостного. Как можно выбрать одного — единственного среди такой вот когорты — Коллин Фаррел, Эрик Бана, Хью Грант, Клайв Оуэн, Юэн МакГрэгор, Орландо Блум… Один гламурнее другого. Интуитивная г-жа Брокколи спутала своему бизнес-партнеру все карты и, невзирая на его недовольство, настояла на утверждении кандидатуры Крэйга — актера, в свое время мужественно отказавшегося от британских мыльных опер, где ему предлагали только злодеев, и посвятившего себя делу ожидания главной кинороли. Дождался. Но что началось… Интернет-помойка захлебывалась: не такой, некрасивый, уж лучше б негра на роль назначили! Крэйг действительно еще тот типаж. Встретишь на улице — сразу решишь, что киллер. Никаким гримом его не «доромантизируешь», потому что взгляд как у орла-стервятника. И в «Мюнхене» у Спилберга Крэйг отлично сыграл одного из убийц. Именно такое распределение добавило процентов двадцать пять дополнительного интереса к проекту. Здесь играет принцип провокационности. Ну-ка посмотрим всем трудовым коллективом, как угрюмый «некрасавчик» положит на лопатки сладкого Броснана?
Ротационный продюсерский трюк удался. И главный «плюс» двадцать первого киновыстрела — Бонд (Крэйг). Человек, который размышляет больше, нежели его предшественники (за исключением Шона Коннери, конечно, этот вне конкуренции). Шпион, в жизни которого не только «борьба, погони, стычки, стачки, кони», но и некий скрытый драматизм (не всегда предполагаемый в шпионских ходульных схемах). «Казино Рояль» — картина длинная, подробная. Не так чтоб эффектная, но сюжетного драматизма хватает. И в меньшей степени эту картину хочется определить на полку «экшн». Ей было бы уютнее в разряде политдрам… Не зря же Елизавета ІІ разразилась по поводу своего «подчиненного» таким «одобрямсом». А со вкусами Их Величеств не спорим.