На канале «1+1» появился новый проект — «Особливий погляд» с Мыколой Вереснем».
Обычная студия. Неброская обстановка. За окном — ночной Киев. За столом, визави, двое: ведущий и гость. И еще незримый музыкант и его «живая» музыка. Если попытаться определить жанр телевизионной «картинки», то это минимализм. Жанр очень непростой для присутствующих в кадре. Ведь телевидение само по себе можно сравнить с гигантской лупой. А подобные программы, лишенные формальных затей и всяких новомодных технологических штучек, возводят увеличение (или приближение к присутствующим в студии) в квадрат или даже куб. Впрочем, для Мыколы Вересня, которого без преувеличения можно назвать лучшим ведущим ток-шоу на украинском ТВ, этот камерный жанр также не нов. Собственно, с него и начиналась его громкая телевизионная карьера. Именно благодаря «Табу» (нравится это самому Мыколе или нет) его открыла для себя массовая зрительская аудитория. Напомню, «Табу» прежнего формата. При первом приближении «Особливий погляд» как раз и напоминает ту давнишнюю программу. В чем нет ничего удивительного и зазорного. Поскольку идея восстановить «Табу» старого формата появилась у Вересня давно. Но Мыкола не был бы Мыколой, а Андрей Дончик (режиссер всех программ Вересня и соавтор его телепроектов) не был бы Дончиком, если бы они просто наполнили старые мехи новым вином. Потому «Особливий погляд», на мой взгляд, получается существенно иной программой.
«Табу» можно сравнить с атакой, этаким даже марш-броском на телеаудиторию. Отсюда — запретность, щекотливость, шокирующая откровенность поднимаемых тем. Отсюда — подбор гостей, часто — всего лишь «выражателей» темы. Отсюда — зачастую некоторая поверхностность разговора. Отсюда — манера поведения ведущего: эпатажная, раскованная, абсолютно новая для тогдашнего отечественного ТВ. Сегодня Вересню, блестяще владеющему широким арсеналом профессиональных приемов, нет нужды таким, если хотите — вызывающим, рискованным, способом привлекать зрителей. Он может себе позволить «особливий погляд», пристальный, неторопливый, вдумчивый, но в любом случае — не пустой. И именно тот, который интересен и важен для него. А ведь на то это и особый взгляд, что практически у каждого он может и, наверное, должен быть своим. И потому — вызывать реакции самые противоречивые. Это тем интересней, чем более известные и популярные личности становятся объектом «Особливого погляду». Ведь мы, казалось бы, знаем о них все и даже больше. А вот повернуть разговор так, чтобы человек открылся с новой стороны — любопытно невероятно. В этом отношении наиболее удачной мне показалась программа с легендарным Андреем Медведевым. Она примечательна еще и потому, что в ней Вересень наглядно продемонстрировал им же продекларированный принцип своей новой передачи. Не ограничивать себя жесткими рамками (то есть делать программу исключительно в расчете на героя), а идти в трех направлениях: человек, события, тема. Иными словами, есть яркая личность сама по себе — она и становится гостем студии. Есть неординарное событие — появляется его непосредственный частник. Есть интересная тема — приглашается тот, кто, как говорится, в теме. В случае с Медведевым все три направления удалось соединить в одном эфире. Чего, кстати говоря, хочется Мыколе пожелать и впредь.
Впрочем, это во многом зависит и от нас, телезрителей. Ведь «Погляд» идет в прямом эфире. Что означает: оператор, режиссер, редакторы, ведущий лишены права на ошибку. Но они, хоть и минимальные, увы, неизбежны. Даже для опытной команды Вересня. Впрочем, иные, на первый взгляд, ошибки (скажем, некоторая шероховатость разговора) в определенных случаях способны придать передаче дополнительный шарм и искренность. А вот достоинств прямого эфира много больше. Во-первых, неприглаженность, мгновенность, живость реакций — как ведущего, так и гостя. И хочется добавить — зрителей. И это, во-вторых. Поскольку интерактивность — одно из достижений прямого эфира. И хотя интерактивностью сегодня уже никого не удивишь, но возможность зрителей позвонить прямо в студию и задать вопрос — неисчерпаема. При умелом подходе создателей программы (это как раз речь об отсутствии права на ошибку у редакторов, принимающих звонки). Возвращаясь опять-таки к передаче с Медведевым можно сказать, что во многом зрительские звонки придали разговору особую, порой неожиданную глубину.
Единственная проблема, которая может подстерегать Вересня в этом проекте — недостаток героев, личностей, желательно — «незаэксплуатируемых» еще ТВ. Что ж, на это и «Особливий погляд», чтобы их рассмотреть.