Музыкальные витражи композитора Ляшенко

09 февраля, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 9 февраля-16 февраля 2007г.
Отправить
Отправить

Один из ярчайших отечественных композиторов, народный артист Украины Геннадий Ляшенко выдвинут на получение Национальной премии Украины имениТараса Шевченко 2007года...

Один из ярчайших отечественных композиторов, народный артист Украины Геннадий Ляшенко выдвинут на получение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко 2007 года. (Концерт №2 для виолончели и симфонического оркестра; «Мистерия тишины» для хора a cappella на стихи Т.Шевченко; кантата «Витражи и пейзажи» для хора a cappella на стихи Б.Антонича.)

Определение «профессиональный композитор» в нынешних наших условиях справедливо только наполовину — в том, что касается уровня подготовки. В другом значении это словосочетание может восприниматься как чистой воды оксюморон, эдакий «горячий снег»: ведь профессия — то, с помощью чего люди зарабатывают себе на жизнь. А современная композиция — все что угодно, только не способ «зарабатывания денег». И по отношению к людям, посвятившим себя ей, уместны все высокопарные слова, как бы скептически ни относился к этому обыватель: творчество, энтузиазм, даже подвижничество.

Иначе как подвижничеством не назовешь, на мой взгляд, и образ жизни Геннадия Ивановича Ляшенко (хотя, вероятнее всего, сам композитор так не считает). Ежедневный композиторский труд имеет, конечно, сугубо количественное выражение: опусы можно сосчитать, можно, уважительно покачивая головой, оценить кипы написанных рукой творца клавиров и партитур. Но главным при этом все равно остается рождение новых смыслов, размещенных во вновь создаваемой музыкальной ткани.

Полем реализации таких смыслов становится богатая и разнообразная жанровая система современной музыки, которая предоставляет художнику широчайшие возможности для творческого самовыражения.

Достижения Геннадия Ивановича в сфере симфонической музыки, которая на протяжении последних двух с половиной веков справедливо воспринимается как самый адекватный способ выражения в звуках глубокого философского смысла, весьма весомы. Написанные им пять симфоний, две симфониетты, «Симфония-реквием» на стихи Роберта Рождественского, симфоническая сюита «Карпатские новеллы» по мотивам произведений Васыля Стефаныка, Драматическая поэма и Приветственная увертюра создали ему репутацию одного из ведущих украинских симфонистов, достойного продолжателя традиций Бориса Лятошинского. Геннадий Ляшенко достаточно свободно трактует сам жанр симфонии, и в результате рождаются актуальные драматургические решения.

Не менее успешен композитор и в том, что касается музыки камерно-инструментальной. Даже простой перечень произведений (а это Струнный квартет, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, «Украинский триптих» для камерного оркестра, Соната для виолончели и фортепиано, Концерт для арфы и камерного оркестра, Соната для скрипки и фортепиано, Соната для саксофона и фортепиано, фортепьянные дуэты, «Отзвуки» для фортепиано, Соната для баяна) дает основания судить о том, насколько органична для композитора эта сфера, насколько активны его поиски новых, разнообразных путей воплощения собственных идей.

Если прибавить к этому перечню балет «Лорка», музыку к кинофильму «Тайны святого Юра», вокальные циклы и хоровые кантаты, станет понятно, что жанровый спектр всего созданного Геннадием Ляшенко весьма широк.

Другая сторона творчества — язык, на котором обращается к миру художник, комплекс выразительных средств и приемов, составляющих основу его стиля. В контексте современной музыки это прямо связано с проблемой композиторской индивидуальности. Арсенал современной композиции столь разнообразен, что предоставленные художнику возможности становятся в самом деле безграничными. И здесь перед ним неминуемо возникает необходимость выбора.

В 60-е, когда новая музыкальная информация, прорвавшаяся сквозь брешь в железном занавесе, буквально ошеломила молодых художников, Геннадий Иванович сумел преодолеть авангардные искушения. Ценностная система авангарда противоречила собственным мировоззренческим ориентирам композитора: ощущениям гармонии мира, его космической ясности и извечной упорядоченности. Впрочем, позднее, «наращивая мышцы», осмысливая и переосмысливая выразительные возможности тех или других приемов, композитор все активнее использовал не только традиционные средства, но и элементы алеаторики, сонористики, полигармонии и политональности, ладогармоничной модальности, на их основе создавая свой, абсолютно оригинальный музыкальный язык.

Еще один вопрос, неизменно вызывающий споры в околомузыкальной среде, — о национальной определенности современной музыки. Насколько он актуален в эпоху глобализации? Наверное, столь же, как и противостояние индивидуального — унифицированному. Со времен романтического национализма ХІХ века, когда национальная культура становилась одним из решающих факторов в создании новых государств, со времен начала века ХХ, когда национальное осмыслили как проявление индивидуального в системе общечеловеческого, эта характеристика является одной из важнейших в подходах к творчеству любого художника. Другое дело, что сами проявления национального — надлежащие и реальные — тоже вызывают дискуссии, и, конечно, приобретают разные формы, имеют разный «удельный вес» в музыке каждого в отдельности взятого творца.

Любовь к родной земле, как бы патетично это ни звучало, на самом деле одухотворяет произведения Геннадия Ляшенко, проявляясь прямо или опосредствованно. И земля Запорожья, где он родился, и Львов, где учился, и Киев, с которым связана большая часть жизни, одинаково дороги композитору. Потому и обращение к теме Украины — а оно уже в названиях его опусов («Карпатские новеллы», Украинский триптих, «Днепровские радуги» и т.д.), — и внимание к текстам отечественных поэтов и писателей (Тараса Шевченко, Васыля Стефаныка, Богдана Игоря Антонича, Павла Тычины) является неслучайным. Художник чувствует боль своего народа (его Четвертая симфония посвящена памяти жертв Голодомора). Национальное имеет свое выражение и на уровне музыкального языка, конкретных композиционно-драматургических приемов: например, одна из частей сложной для исполнения и восприятия, насыщенной сонористическими эффектами хоровой кантаты на стихи Б.Антонича «Витражи и пейзажи» вызывает прямые ассоциации и с народной песней, и с традицией ее обработки в украинской профессиональной музыке.

Забота о непрерывности национальной традиции, «вписанность» современного искусства в контекст национальной культуры — очень важная и по сути своей высокая задача, которую своей вполне будничной работой призваны решать современные композиторы. Для Геннадия Ивановича Ляшенко, профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского, одним из способов самореализации в этом ключе стала более чем сорокалетняя педагогическая деятельность. Творческая щедрость и искренность в отношениях с учениками, многие из которых стали известными композиторами, явились основой ее успешности. Очевидно, именно это определяет и отношение к Геннадию Ивановичу юных воспитанников Киевской детской академии искусств, постигающих под его руководством азы мастерства.

Интерес молодых к личности Г.Ляшенко не исчерпывается только общением в формате «ученик — педагог» в классе композиции. Это общение реализуется еще сугубо музыкальными способами: молодые люди с интересом слушают музыку композитора, начинающие исполнители с удовольствием обращаются к его произведениям.

В этом можно было в который раз убедиться 30 января во время авторского концерта Геннадия Ляшенко, состоявшегося в Большом зале НМАУ. Молодые музыканты — блестящие солисты (виолончелист, заслуженный артист Украины Иван Кучер и пианист, лауреат международных конкурсов Олег Безбородько), артисты двух хоров (муниципального хора «Крещатик» под управлением Ларисы Бухонской, камерного хора «Кредо» под управлением Богдана Плиша) и Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины (дирижер — народный артист Украины Аллин Власенко) продемонстрировали не только высокий профессионализм, но и способность творчески интерпретировать довольно сложную в исполнении музыку. Несмотря на то что в музыкальной академии сейчас каникулы, среди слушателей было довольно много молодежи. А это не только оценка творчества композитора. Это еще и то, что позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК