МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ РОДИОНА ЩЕДРИНА

20 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 49, 20 декабря-27 декабря 2002г.
Отправить
Отправить

Фестиваль, посвященный 70-летию со дня рождения Родиона Щедрина, завершился в Москве и продолжается в Нью-Йорке, Мюнхене, в других городах и странах, где знают и любят музыку русского композитора...

Фестиваль, посвященный 70-летию со дня рождения Родиона Щедрина, завершился в Москве и продолжается в Нью-Йорке, Мюнхене, в других городах и странах, где знают и любят музыку русского композитора. Сегодня Щедрина называют одним из самых ярких творцов современности. Его произведения играют лучшие музыканты мира. Его популярность, начало которой было положено одним из самых парадоксальных опусов, транскрипцией оперы Бизе «Кармен» для балетной сцены, неуклонно возрастает с каждым десятилетием. «Кармен-сюита» справедливо получила двойное авторство, но есть у этого балета, который вошел в репертуар большинства мировых музыкальных театров, еще один автор. Это знаменитая балерина, спутница и муза-вдохновительница композитора Майя Плисецкая. Союз двух ярких талантов, каждый из которых достиг высшего признания в своей области, продолжается уже больше сорока лет. Сам Щедрин назвал встречу с юной Плисецкой определяющим сюжетом своей жизни и всей творческой биографии. Для Майи написаны его балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Как признался композитор в интервью, которое дал в апреле нынешнего года своему давнему другу журналисту Я. Платеку, ему выпало счастье связать свою судьбу с великой женщиной. По его словам, с годами ее высокие человеческие качества все сильнее проявляются в их отношениях, и сами эти отношения обретают все большую глубину и особую теплоту.

Мир узнал и запомнил имя Щедрина сначала как автора «Кармен-сюиты» и лишь после этого стал проявлять все возрастающий интерес к его самостоятельному творчеству в самых разных жанрах. А на родине заметили его неординарный талант еще в годы учебы в Московской консерватории. Студент-пятикурсник получил уникальный для его возраста заказ на создание балета для Большого театра. Этим балетом стал «Конек-Горбунок», произведение солнечное, яркое, полное динамики и сочной красочности. В биографии Щедрина этот балет, в котором ожили образы русских сказок, сыграл роль такой же яркой заявки, как в свое время «Петрушка», открывший миру имя русского гения Игоря Стравинского. За четыре с лишним десятилетия «Конек-Горбунок» стал репертуарным произведением, к которому обращались разные коллективы, в том числе киевский Детский музыкальный театр. А сотрудничество Щедрина с Большим театром, которое началось в его студенческие годы, имело блистательное продолжение в целой серии выдающихся спектаклей. Среди них особую роль сыграла опера «Мертвые души», в которой композитор предложил смелое современное прочтение гоголевской поэмы в прозе. Это было пронзительное по напряженной экспрессии проникновение в строй народной души и одновременно серия остро сатирических картинок нравов и гротескных образов, в которых сквозь гоголевские типажи угадывалась современность мертвящей брежневской эпохи.

Молодой Щедрин запомнился всем как дерзкий самобытный талант, художник, обладавший богатой фантазией, необычной жизненной силой и темпераментом. В концерте для оркестра «Озорные частушки», в опере «Не только любовь» и в других своих произведениях он ввел в академическую музыку целый пласт современного фольклора, представленный частушкой — внешне непритязательной, но полной неповторимого юмора и остроты, способной на лету схватывать непосредственные жизненные впечатления. Уже в то время в его даровании угадывалась общность с глубоко оригинальным русским писателем Николаем Лесковым, к творчеству которого он обратится уже в пору своей зрелости и сохранит к нему интерес вплоть до последнего сочинения, оперы для концертной сцены «Очарованный странник». Ее премьера в Нью-Йорке (дирижирует один из известнейших музыкантов нашего времени Лорин Маазель) приурочена ко дню рождения композитора 16 декабря.

А московский фестиваль музыки Щедрина носил название «Автопортрет» и представил широкую панораму творчества автора — от произведений, которые прочно вошли в золотой фонд музыки ХХ века, до того нового, что можно назвать посланием умудренного жизнью творца ХХI веку. Слушатели не только с радостью узнали в любимых и известных сочинениях автора «Озорных частушек», первых фортепианных концертов, полифонических циклов и пьес для детского репертуара, но открыли для себя нового Щедрина. Такие произведения, как сонаты для виолончели и скрипки с фортепиано, как Parabola concertante для виолончели соло, струнного оркестра и литавр, поразили трагическим ощущением нашего времени и вместе с тем исповедальной обнаженностью. В них удивительным образом сочетаются страстность и отрешенность, мучительный поиск истины и касание миров иных, заглядывание в бездны и пронзительный лиризм. Огненными лавинами обрушиваются кульминации, кажется, что рушится мир и нет надежды, но словно живая душа мира звучит в тишине одинокий голос скрипки и виолончели, самых человечных, самых вокальных по тембру инструментов. Поразительное полнозвучие и тембровое богатство этих королей царства музыки продемонстрировали великолепные солисты Дмитрий Ситковецкий и Давид Герингас, музыканты с мировыми именами, связанные своими корнями и воспитавшей их школой с русской культурой. В двух сонатах, которые были сыграны в камерном концерте, им аккомпанировал сам автор. Блистательный пианист, окончивший консерваторию по классу
Я. Флиера, Щедрин сохраняет отличную пианистическую форму и в свои 70 лет. А Дмитрий Ситковецкий выступил не только как солист в ансамбле с автором, но еще и в качестве дирижера заключительного концерта фестиваля.

Финальный концерт незабываемой фестивальной декады отличала особая праздничная атмосфера. Дело в том, что с начала 90-х годов Щедрин и Плисецкая живут на Западе, обосновавшись главным образом в Мюнхене. Этого требовали условия творческой работы композитора, который получал все больше зарубежных заказов, нуждался в покое и стабильности бытовой обстановки, в постоянных контактах с зарубежными исполнителями, издателями, творческими коллективами. Переезд на Запад был неизбежным и необходимым шагом для художника, который обязан сосредоточить все свои силы на творчестве и тем самым открыть новые горизонты для современной русской музыки, которую представлял миру. Хотя, по его словам, проблем и забот и в его западной жизни хватает. Тем не менее Щедрин всегда был и остается русским художником, а русское начало в его творчестве 90-х годов проявляется во множестве новых и оригинальных черт. Можно назвать такие его произведения, как «Вологодские свирели» для гобоя, английского рожка, валторны и струнных, пятый концерт для оркестра «Четыре русские песни», третья симфония «Лица русских сказок», «Русские наигрыши» для виолончели соло или «Балалайка» для скрипки соло без смычка. Вместе с тем Щедрин всегда ощущал и продолжает чувствовать себя наследником великих музыкальных традиций всех времен и народов. Как-то Дмитрий Шостакович предложил ему такой вопрос-загадку: «Если бы Вы оказались на необитаемом острове и должны были оставаться здесь, какую партитуру Вы бы взяли с собой?» Щедрин, не задумываясь, ответил: «Искусство фуги» И.-С. Баха. Данью поклонения Баху стали такие произведения Щедрина, как 24 прелюдии и фуги для фортепиано, грандиозное «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, Эхо-соната для скрипки соло. Показательно, что именно Щедрину было заказано сочинение, призванное звучать в одном концерте с одним из величайших произведений Бетховена и получившее название Прелюдии к Девятой симфонии Бетховена. А среди премьер 2002 года значится исполнение в Питсбурге симфонических этюдов для оркестра «Диалоги с Шостаковичем». Музыку Шостаковича Щедрин всегда высоко ценил, а теперь, по его собственному признанию, влияние на него Шостаковича все больше возрастает, как возрастает восхищение его великой музыкой.

Итак, Бах, Бетховен, Бизе, Стравинский, Прокофьев, Шостакович — всех их Щедрин называет своими учителями и вдохновителями. По-иному он относится к авангардным течениям и техникам, столь сильно повлиявшим на облик музыки ХХ века. По его словам, диктаторское воздействие авангарда на музыкальное творчество неуклонно спадает в последнее время, что благотворно влияет на облик современной музыки. Хотя Щедрин всегда проявлял интерес к новому и воспринимался как художник-новатор, главным в искусстве он считает независимую позицию. Он шел и продолжает идти своим путем, выбор которого диктуется не модой, а верностью высоким художественным идеалам, стремлением выразить в музыке свое мироощущение и свое представление о времени, в которое все мы живем. Поэтому Щедрин рубежа тысячелетий остается самим собой, в каждом сочинении неожиданным и парадоксальным, каждый раз по-новому интересным, аккумулирующим в своем творчестве музыкальный опыт прошлого и прокладывающим дорогу в будущее.

Музыка, у которой есть будущее. Об этом свидетельствовал концерт фестиваля, в котором приняли участие дети из московских музыкальных школ. В течение года они соревновались за право стать лучшими, играя музыку Щедрина. По инициативе музыкальной школы № 68, которая носит имя композитора, в проекте под общим названием «Золотые страницы музыки ХХ века» нынешний год был посвящен Щедрину. Концерт победителей состоялся в Большом зале Московской консерватории. Награды юным музыкантам вручали Родион Щедрин и Майя Плисецкая. От созданного ими благотворительного фонда талантливые дети получили стипендии. Родион Щедрин оказывает постоянную помощь школе № 68, в частности, он передал ей в дар богатейшую музыкальную библиотеку из 900 названий.

Хотелось бы, чтобы нового Щедрина узнали и украинские почитатели его таланта. К сожалению, мы многое утратили с обрывом прежних контактов. А ведь путь Щедрина — он принадлежит к поколению шестидесятников — начинался одновременно с такими композиторами, как Г. Канчели и М. Скорик, А. Пярт и Э. Денисов, С. Слонимский и В. Губаренко, В. Сильвестров и А. Тертатевосян. По-разному сложились их судьбы. «Иных уж нет, а те далече…». Но как бы хотелось услышать их поздние произведения в одних программах, в концертах «Киев-Музик-Феста», «Харьковских ассамблей», львовских «Контрастов». И тогда лучше был бы понят и прочувствован вклад их поколения в музыку, которая была, есть и будет завтра.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК