Музыка вокруг Акрополя

02 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 26, 2 июля-9 июля 2004г.
Отправить
Отправить

В преддверии Олимпийских игр Афины принимали у себя преподавателей музыки из разных европейских ...

В преддверии Олимпийских игр Афины принимали у себя преподавателей музыки из разных европейских стран, которые собрались, чтобы обсудить место и роль этого особого вида искусства в новой Европе и в ее образовательных программах. «Музыка у Акрополя» — такое название дали нынешнему форуму его организаторы. Он был сформирован совместными усилиями EAS (эта аббревиатура расшифровывается как Европейская ассоциация музыки в школах), Всеэллинского союза учителей музыки и афинской музыкальной гимназии-лицея Паллини. Избранию места проведения встречи древней Эллады придавался особый смысл. Обновленная Европа, формируясь как целостность, нуждается в осмыслении генетических корней своих культурных традиций. Общим фундаментом того, что связывается с понятием западной, то есть европейской культуры, является Древняя Греция. Поэтому представлялось важным вернуться к своим истокам и ощутить их творческую силу в современном мире на родине Гомера и Платона, Аристотеля и Пифагора, в городе, где столь естественно соединяются времена и эпохи.

Опыт возрождения олимпийского движения как бы подсказывал возможности реализации на более широкой основе идеи гармоничного воспитания личности через игру как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души. Согласно такой концепции, музыкальное воспитание для всех предполагает возвращение музыке того высокого статуса, которым она обладала в представлениях древних философов и в самом эллинском обществе. Речь идет о том, каким образом соединить узкую специализацию и задачи профессионального музыкального образования с осмыслением музыки как звуковой карты мира, необходимого компонента структуры каждого человеческого сообщества и личности отдельно взятого индивида. Общение с музыкой начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка и продолжается на протяжении всей человеческой жизни. В условиях нашей цивилизации, где преобладают зрительные формы воздействия на человеческую психику и сознание, оно проходит по большей части спонтанно и хаотично. Участники афинского форума рассказывали о различных новационных проектах и новых методиках, задачами которых было целенаправленное внедрение музыкального фактора в образовательные программы всех звеньев и ступеней. Особое значение придавалось при этом конкретной музыкальной практике. Развитие творческих способностей человека и активизация этического аспекта музыкального воспитания предполагают участие в живом музыкальном созидании. Поэтому одна из тем, которые обсуждались на конференции, носила название «Как мы изучаем музыку» и посвящалась роли импровизации, исполнения и сочинения музыки в музыкальном обучении.

В докладах и выступлениях рассматривались также такие темы, как «Миф и философия», «Школы и музыка», «Культурные ценности», «Локальные традиции в музыкальном образовании». В первой из них речь шла о музыке и математике, об античной музыкальной теории и ее современном осмыслении, об античной метрике и ее интерпретации в практике исполнения древнегреческих трагедий. Раскрывая актуальный смысл мифа о Психее и Эросе, профессор из Винчестера Джун Бойс-Тиллман трактовала его как символ взаимодействия материальных и духовных основ в процессах воспитания средствами музыки. Большая нагрузка, которая в ходе профессионального музыкального обучения падает на освоение и преодоление чисто технических трудностей, становится препятствием для целостного постижения искусства звуков, для действенного использования на всех этапах приобщения к музыке эмоционального, сенсорного, наконец, логического аспектов музыкального восприятия. Об этом говорили и другие докладчики, опираясь на собственный педагогический опыт, предлагая активнее включать музыку в систему интердисциплинарных связей.

Особую озабоченность у представителей разных стран вызывала проблема подготовки учителей музыки, способных по-новому осмыслить ее место в современном мире. Два греческих докладчика, обсуждавших эту тему, сформулировали ее со знаком вопроса: как музыкант может превратиться в классного учителя — как педагог может стать учителем музыки? Многие говорили о том, что в программах обучения будущих учителей музыки остро ощущается необходимость новых подходов, расширения существующих знаний и учета современного опыта. Именно обмен опытом, накопленным в национальных центрах и отделениях EAS, составляет одну из задач ежегодных конференций ассоциации. Предыдущая такая встреча проводилась в Вене, в 2005 году готовится конференция в Праге. О музыкальном образовании в Украине и формах его обновления на современном этапе рассказала в своем выступлении доцент Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Лариса Гнатюк. В частности, она ознакомила аудиторию с новыми подходами к музыкальному образованию в киевской Детской академии искусств.

В программу афинского форума, помимо научной сессии, входило знакомство с методами музыкального обучения в экспериментальной музыкальной гимназии-лицее Паллини. Участники встречи побывали на занятиях в классах ансамблевой игры и на концерте учеников школы. В музыкальных учебных заведениях нового типа, сеть которых была открыта в Греции только с конца 1980-х годов (гимназия-лицей Паллини была первой такой специальной школой), не только совмещаются общеобразовательные и музыкальные дисциплины второго и третьего уровней обучения, но существуют под одной крышей две музыкальные системы, европейская классическая и традиционная греческая. В этом и состоит уникальность греческого педагогического опыта. То, что мы называем народной музыкой, здесь составляет основу более широко понимаемой местной традиции. Она включает, кроме фольклора, и византийскую церковную, и современную популярную музыку. В Греции нет разрыва между развлекательной молодежной музыкой и традиционным народным искусством. Наряду с этим всеми силами здесь стремятся найти связующие нити между музыкальной культурой устной традиции и западной музыкальной классикой. Эта проблема волновала и представителей других стран. Так, один из «круглых столов» конференции проходил под девизом «Великие произведения классической музыки и фольклорная практика». На нем выступили докладчики из Германии, Швеции и Эстонии.

В Греции народные инструменты широко бытуют в разных сферах современной жизни. Все учащиеся специальных музыкальных школ, помимо классического инструмента, учатся играть на тамбурасе или другом народном греческом инструменте, осваивают особую систему нотации и традиции византийского церковного пения, в классах ансамбля рано включаются в процесс совместного музицирования. С ними вместе поют и играют их учителя. В гимназии-лицее Паллини выделен специальный день для ансамблевой игры, причем складываются маленькие коллективы самого разного состава и возрастных групп. Все мы были зачарованы атмосферой этого живого музицирования и совместного творчества.

Еще до начала конференции Ларисе Гнатюк и мне, двум ее украинским участникам, посчастливилось попасть на концерт учеников гимназии-лицея, где демонстрировали свое искусство различные группы, начиная от четырехручных фортепианных дуэтов, ансамблей фортепиано и скрипки, вокалистов, выступавших с ариями и фрагментами из опер, и кончая разными по составу народными ансамблями. Нас поразили не только увлеченность всех участников, разнообразие репертуара, необычный колорит и зажигательный темперамент народной музыки, но и абсолютная свобода, раскованность, царившие во всем. Дети и учителя были одеты в свои повседневные одежды, зал необычайно живо реагировал на каждый исполняемый номер, концерт не имел ничего общего с торжественными академическими акциями и заученными выступлениями на показ. Также свободно себя чувствовали дети и их наставники на занятиях, которые посетили музыкальные педагоги из разных стран. Они играли и пели с таким увлечением, что и нам хотелось к ним присоединиться. Причем в активном процессе совместного музицирования участвовали дети разных классов, начиная со второго-третьего годов обучения. Вполне сочетались в таких ансамблях греческие и классические инструменты, а инструментальные номера сопровождались пением и даже танцевальными движениями. Нас познакомили с образцами народной музыки разных регионов Греции, ощутили мы всю силу эмоционального воздействия такого популярного жанра городской музыки, как ребетико.

Музыка у Акрополя. Она столь же многолика, как и весь этот удивительный город, древний и новый, сумевший увязать седую старину с ритмами современной жизни. Страна, расположенная на южных границах Европы, способна научить всех европейцев ценить свое прошлое и строить будущее, заботясь о том, чтобы все народы жили в мире, чтобы каждая личность могла гармонично развиваться физически и нравственно, чтобы в этом ей помогали искусство, наука и спорт.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК