На днях произошло событие, которое можно без преувеличения назвать историческим. Монстр мировой звукозаписи, американско-немецкий концерн BMG, сотрудничающий с такими звездами современной музыки, как Уитни Хьюстон, Мерайя Керри, «Рамштайн», Ани Ленокс, Принц, «Бек стрит бойз» и многими дугими, выпустила рекламный промо CD украинской джаз-роковой группы «Браты Блюзу».
BMG входит в пятерку самых престижных «лейблов», и на музыкальном рынке конкурирует, например, с «Sony Music», «лейблом» которой означено творчество Майкла Джексона, Мадонны и других. Фирмы такого уровня до сих пор еще не работали с украинскими музыкантами - ни с рок-, ни с поп-, ни с джаз-, ни даже с классическими. «Браты» - первые, а потому можна говорить, что именно они «прорубили окно» из законсервированного, самовлюбленного, свято следующего запросам публики украинского эстрадного «гетто» в цивилизованный музыкальный мир.
«Браты блюзу» не принадлежат к баловням украинской шоу-судьбы; такой вывод можно сделать хотя бы из того, что в сравнении, скажем, с именем Михаила Поплавского, название группы известно куда меньшей аудитории. Между тем группа существует с 1992 года. Первый крупный успех - гран-при «Червоной руты-93», где «Браты» стали открытием, собрав практически все специальные призы: от лучшей композиции фестиваля до лучших исполнителей на своих инструментах. Это был одновременно и последний конкурсный успех «Братив», что обнажило проблему: именно такая музыка интересует оч-чень немногие фестивали в Украине.
Сразу после «Руты» за «Братами» прочно закрепилась репутация элитарной команды, соединившей немыслимым, но очень органичным образом джаз-рок с региональной фольклорной традицией. Колорит, не имеющий ничего общего с шароварщиной, был признан как достоинство довольно небольшим кругом профессионалов, - именно они, кстати, и прогнозировали «экспортный потенциал» подобного проекта. Стоит напомнить: прогнозировали в период первых шагов к становлению украинской эстрады, когда правилом хорошего тона сами музыканты считали подражание - то ли западным, то ли российским знаменитостям. И именно упомянутая часть экспертов пыталась образумить поющую молодежь: миру не нужна вторая Хьюстон; от нас хотят чего-то нового, своего, оригинального и неповторимого. Однако многим тогда казалось, что все эти звезды еще так далеко…
У «мира» - свои критерии, а у нас - свои. Потому эти самые элитарность и новизна и стали причиной того, что группа так и не смогла раскрутиться в Украине. Участие в самом крупном в Европе рок-фестивале «Пепси-айленд» (Будапешт) не внесло существенных корректив в общую картину: двери на официальные концерты, как и на большинство «внутренних» фестивалей, для них так и остались запертыми, а отечественных «меценатов», желающих вкладывать деньги в такую музыку, не оказалось.
Зато уровень профессионализма музыкантов оценили их более удачливые на отечественном рынке коллеги: бас-гитариста и ударника «Братив» пригласил поработать в свою «живую» группу Александр Пономарев, а саксофониста «взяла» Ани Лорак.
История знакомства «Братов Блюзу» с продюсером BMG была, так сказать, «постепенной». Маршрут гастролей победителей «Червоной руты» в Европе в 1994 году пролег через Мюнхен; успех выступления в одном из престижных клубов и знакомство с местной украинской общиной обеспечили группе приглашение со стороны диаспоры в 1996 году для повторных выступлений в Мюнхене, и именно тогда к команде подошел генеральний продюсер студии BMG-Arista Михаэль Пёшке. Кстати, именно на этой студии Хьюстон писала знаменитый саунд-трек к «Телохранителю», и именно эта студия продюсировала «оскароносный» дуэт Хьюстон-Керри в «Принце Египта». Экзамен-прослушивание был выдержан. В 1997-м в Мюнхен прибыли аудиоматериалы. После обработки часть из них составила рекламный CD.
Для него были отобраны семь композиций разного периода - начиная от легендарной (в кругах украинских профессионалов и сопредельных с ними) «Автентик лайф» 1993-го и заканчивая композициями прошлого года. Согласно практикуемой технологии изучения потенциального спроса, как рассказал лидер команды Мирослав Левицкий, диск был разослан в разные страны музыкальным экспертам, на FM-станции и.т.д. По словам того же Мирослава Левицкого, по существующим на данный момент прогнозам, CD «Братив» может разойтись тиражом 500 тысяч экземпляров. Как для новичков среди акул (и звезд) мирового уровня, показатель довольно внушительный.
Начало работы «Братов Блюзу» с такой фирмой, как BMG, дало ответ на ключевой вопрос - «Конкурентоспособна ли украинская современная музыка на мировом рынке?», - а также на ряд сопредельных с ним. Скажем, какая именно музыка «made in Ukraine» может заинтересовать западного продавца, насколько совпадают (точнее, не совпадают) понятия «внутренней популярности» и «внешней привлекательности», а также каким путем стоит двигаться украинской эстраде для того, чтобы быть востребованной не только среди украинских «средних потребителей».