Музыка Карабица на украинско-российской «границе»

Поделиться
В течение двух недель в Москве и Киеве проходил Первый фестиваль памяти Ивана Карабица (1945—2002). В нем участвовали молодые украинские и российские исполнители...

В течение двух недель в Москве и Киеве проходил Первый фестиваль памяти Ивана Карабица (1945—2002). В нем участвовали молодые украинские и российские исполнители. Звучала музыка ХIХ—ХХI веков, но главным наполнением фестиваля стали произведения классиков ХХ века и безвременно ушедшего выдающегося украинского композитора. Три камерных зала Москвы и один киевский в течение десяти вечеров заполняли поклонники камерной музыки.

Программа заключительного концерта в галерее Фонда содействия развитию искусств на Подоле состояла из двух отделений. Первое, российское, открыл Андрей Каретников, сыгравший мажорные пьесы из цикла «24 прелюдии» для фортепиано Д.Шостаковича. Пианисту удалось передать многогранность каждой миниатюры, особенно — выразительно-гротесковые образы. Каретников завершил выступление на точке высокого накала — 14 прелюдией, трагедийно-безысходной и тоскливой.

Вторую скрипичную сонату С.Прокофьева, более известную в переложении для флейты и фортепиано, блестяще сыграл лауреат международных конкурсов в Москве, Белграде, Бухаресте, Праге, участник фестивалей в Европе, Азии и Америке Станислав Ярошевский. Молодой музыкант владеет благородным, полнокровным и одновременно легким и подвижным звуком. Он показал ясное понимание образного содержания, отличное чувство стиля и формы.

Редко исполняемую в Киеве сонату для скрипки и фортепиано Б.Чайковского интересно представили Марина Диченко и Александр Соколов. В заключение первого отделения они сыграли украинский академический «шлягер» — мелодию присутствовавшего в зале Мирослава Скорика из фильма «Высокий перевал».

Вторая половина вечера была отдана струнному квартету имени Лысенко. Этот коллектив в следующем году отметит 60-летие. Уже сорок лет его возглавляет народный артист Украины Анатолий Баженов. Рядом с ним в квартете — Олег Серединский (вторая скрипка), Сергей Романский (альтист) и заслуженный артист Украины Иван Кучер (виолончелист). Оба исполненных произведения — квартет-поэма И.Карабица и восьмой квартет Д.Шостаковича. Первый был создан украинским композитором в память о рано ушедшей сестре и наполнен страданием, глубокой болью, отчаянием. Знаменитый опус Шостаковича написан как автоэпитафия. Композитор отмечал: «Если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Примечательно, что квартет сочинен вскоре после и под впечатлением вступления композитора в партию, чему он долгое время сопротивлялся, но так и не смог избежать. Настроение обоих циклов передает полную безысходность, погребальный мрак.

Струнный квартет имени Лысенко — один из наиболее зрелых, подлинно профессиональных, лучших наших ансамблей. И в этот вечер он прозвучал безукоризненно, глубоко, выразительно.

В ходе концерта к слушателям обратилась вдова Ивана Карабица профессор НМАУ Марианна Копица. Воспоминаниями о композиторе поделились его соратники — Галина Степанченко, Юрий Зильберман, Мирослав Скорик. Прозвучало пожелание видеть в дальнейшем и государственную поддержку такого фестиваля.

О самом проекте «ЗН» рассказал его артдиректор, украинский пианист Артем Ляхович:

— Идея совместного российско-украинского музыкального фестиваля принадлежит замечательной женщине, москвичке, участнице форума forumklassika.ru Елене Ковальски, имеющей опыт организации ряда концертов в России. Мне же, вследствие пристального знакомства с музыкой Карабица, принадлежит мысль объединить усилия участников фестиваля вокруг его имени и творчества. Движущей силой стало понимание значения музыки Карабица, желание расширить географию ее звучания.

Сам Карабиц организовал и провел десятки крупных акций — фестивалей, международных конкурсов, последующих зарубежных гастролей лауреатов. Он имел четкие представления о том, как будут выглядеть их разнообразные программы. Мы с Еленой Ковальски сразу же определились в главном: прозвучит только российская и украинская музыка. А позже, уже отчасти спонтанно, получилось, что временные рамки приближаются к ХХ в. Хотя все звучавшие произведения ХIX в. связаны с Украиной. Чайковский, как известно, многое написал в гостях на украинской земле, использовав в своих известнейших сочинениях украинские народные мелодии — в финале Первого фортепианного концерта веснянку «Вийди, вийди, Іванку», а во Второй симфонии шуточную «малороссийскую» песню «Журавель». Мусоргский — это «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве» и т.д.

Редактор украинского портала академической музыки Александр Пириев стал одним из организаторов этого фестиваля. Он сумел договориться с Российским центром культуры и науки в Киеве, который помог решить много существенных вопросов.

Что же касается контактов с музыкантами, то всех их отбирал и приглашал самостоятельно. Надеюсь, это послужило стилевому и художественному единству нашего фестиваля…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме