Музеи всего мира сегодня на глазах меняются. Оставаться просто хранилищем артефактов? Нет, этого возмутительно мало. Все ищут новые формы работы. Изобретают научные, "музейные" шоу, стараясь одновременно и развлечь, и привлечь, и просветить публику. Поразительно удачным примером настоящей "выставки будущего" в Украине стал открывшийся недавно в столичном Музее Ханенко проект ART & SCIENCE из серии "Наука об искусстве". В рамках этой, во многом экспериментальной, экспозиции "ханенковцы" представили результаты своих научных исследований 18 произведений искусства, хранящихся в фондах.
- Это - наш первый такого рода выставочный проект, на котором мы выносим на всеобщий обзор "кухню" музейной работы. Атрибуция - наверное, самая интересная ее часть. Но часто, посетители даже не догадываются, чем мы занимаемся помимо подготовки выставок и экскурсий, - рассказала нам куратор ART & SCIENCE, зам. директора Музея Ханенко по научно-исследовательской работе Елена Живкова. - В экспозицию вошли только прошедшие экспертизу подлинники из наших фондов (увы, были и такие, которые в ходе изучения оказались подделками). О каждом экспонате, о том, как он "заговорил" в руках исследователей, можно рассказывать захватывающую, почти детективную историю. И мы так и сделали. Если выставка окажется успешной, хотим показать ее в разных городах Украины. Потом, возможно, сделаем "продолжение".
Вы, конечно, в свое время читали супермодный "Код да Винчи" Дэна Брауна. И, скорее всего, смотрели фильм о том, как увлекательно и страшно Роберт Лэнгдон и Софи Нево разгадывают тайну "Тайной Вечери". На ART & SCIENCE посетители Музея Ханенко сами попадают в настоящий искусствоведческий детектив. Слава Богу, без крови. Зато и "объектов", над разгадкой тайн которых научные сотрудники музея бились не один год, почти два десятка. От фарфоровых статуэток, самурайского меча и даже стульев - до живописи Вильгельма Катарбинского. Раскрыли даже тайну павильона Российской империи на Всемирной выставке в Венеции. Оказывается, его построил… Богдан Ханенко.
Все работы сопровождает качественная цветная инфографика. Изучать эти схемы, с репродукциями, рассказами о символике и специфике изготовления и использования разных вошедших в экспозицию предметов обихода и, что немаловажно, с закрученной историей их атрибуции в музее Ханенко, не менее интересно, чем рассматривать сами арт-объекты. Так, благодаря элегантному кураторскому решению с инфографикой выставка, даже без дорогостоящего медиа, стала интерактивной. Проекты подобного уровня, образовательные, но с "игровым" элементом, мы видели только в ведущих современных западных музеях.
Назвать "самые интересные" экземпляры из 18 составивших экспозицию практически невозможно. Все хороши. Тем более что на открытии выставки у всех желающих была возможность лично пообщаться с научными сотрудниками Музея Ханенко - авторами атрибуций. После их рассказов в каждый артефакт можно было влюбиться, как сами музейные Пигмалионы влюбились в своих "галатей", пока годами исследовали их историю.
- В инвентарной описи долгие годы об этой шкатулке было указано просто: "Шкатулка прямоугольная". А в ходе исследования выяснилось, что она относится к серии т. наз. "ларцов невесты" (cassetta de sposa), - рассказывает о "своем" предмете, ларце для свадебных подарков первой половины XVI в., старший научный сотрудник отдела учета и хранения Юлия Самойлова. - По форме она напоминает большие сундуки кассоне, в которых невеста перевозила приданое, да и сама шкатулка в него входила.
Шкатулка сделана из дерева, скорее всего, из серой ольхи, и украшена белым резным декором, который формировался из смеси яйца, мела и муки. (Инкрустация слоновой костью стоила больших денег, и часто ее заменяли таким образом. Выглядело тоже очень внушительно.) Орнаменты в период изготовления ларца существовали зооморфные и растительные. "Наш" украшен зооморфным. Фигурки дельфинов, пушка, разнообразные цветы символизируют любовь. "Шкатулки невесты" пропитывали благовониями, афродизиаками. Поэтому все предметы, которые в них хранились, тоже приятно пахли. Женихам в XVI веке, конечно, очень нравилось (смеется). Кстати, в Музее Виктории и Альберта, в Метрополитен-музее выставляются подобные предметы. Они всегда вызывают ажиотаж у публики.
От старшего научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Людмилы Кравченко мы узнали историю фарфоровых статуэток из коллекции Богдана и Варвары Ханенко. При жизни коллекционера и мецената, по словам г-жи Кравченко, разнообразные фигурки украшали полки в жилых комнатах особняка, а также хранились в специальном шкафу-витрине. Попав в музейные фонды, большинство фарфоровых амуров долгие годы значились просто как "крылатая девочка" или "девочка с виноградом", и т.п.
- Они не были "амурами", и не относились ни к какой серии, - объясняет исследователь. - Правильно атрибутировать фарфор мне, как и коллегам, позволило сравнение с известными образцами из коллекций ведущих мировых музеев, каталогов, специальная литература. Оказалось, что скульптурки из серии "Переодетые амуры" отлиты по модели знаменитого И.И.Кендлера (работал в 1731-1763 гг.), на Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре.
- Эта серия достаточно велика. Кендлер отливал парные фигурки амуров, которых одевал на разный манер. В основном, это были аллегории, или "профессии", скульптурки символизировали разные национальности, и т.п. Амур с завязанными глазами в нашей коллекции - это, к примеру, аллегория слепой любви.
Кстати, этот, "ослепленный", четвертый по счету амур в витрине, - не мейсеновский. Он создан мастерами мануфактуры купца Вильгельма Каспара Вегели из Берлина. Легендарная Берлинская фарфоровая мануфактура существовала всего несколько лет в XVIII в. (1751-1757 гг.). На ней работали скульпторы, которые по разным причинам ушли из Мейсена. Да, можно сказать - "диссиденты"! (Смеется.) И, соответственно, они придерживались традиций Мейсена, попросту - повторяли то, что делали раньше.
Настоящий детектив можно написать (и, кто знает, - вдруг когда-нибудь и вправду напишут?) об "Автопортрете в костюме "гофтромпетера"" (1845) призабытого ныне художника Николая Ломтева. Да и рассказывает о том, как "заново открывала" странную картину с мужчиной в костюме, составленном из одежд разных эпох, и надписью "Cervaro. Olimpiade XXX N.Л. 1845", зам. директора Музея Ханенко по научно-исследовательской работе, автор идеи и куратор выставки ART & SCIENCE Елена Живкова. Рассказывает так, что сам по себе рассказ можно слушать как "закрученный" искусствоведческий триллер.
- Основатель нашего музея Богдан Ханенко когда-то покупал произведения Ломтева. Но эту ли именно работу? Сегодня уже не узнаешь. К нам автопортрет попал из фондов Русского музея, т.к. считалось, что это - работа итальянского художника.Я увидела таинственные N латиницей и кириллическое Л в подписи, и насторожилась. Нашла другие картины художника. А потом мне необыкновенно повезло. Я нашла дневник самого Ломтева! И благодаря ему поняла, что означает загадочная надпись на картине: "Cervaro. Olimpiade XXX N.Л. 1845". Оказалось, что "пенсионеры" - художники, которые за казенный кошт ездили из России учиться в Италию, каждый год устраивали праздник. Который назывался "олимпиадой". Проходил он в предместье Рима под названием Черваро. Это была очаровательная местность, полная пещер и гротов. В одном из гротов художники и проводили свой карнавал, переодеваясь в маскарадные костюмы. Костюм Ломтева на автопортрете удивителен: штаны - одного исторического периода, шляпа - другого. Но в качестве карнавального, он вполне понятен.
В "Дневнике" Ломтев писал, что у художников был обычай: потихоньку от остальных празднующих, в одиночестве, заходить в глубь грота. И там у сивиллы спрашивать о своей судьбе - что тебя ждет в течение следующего года. (Потом я, кстати, нашла изображение сивиллы и самого праздника, и даже зарисовку, как художник пишет на стенах грота слово Olimpiade - и номер "текущего" праздника.) В общем, на картине изображен судьбоносный момент - вечер "Олимпиады", когда Ломтев узнает свою судьбу на год вперед.
В 1845-м, рассказывает, увлекаясь, г-жа Живкова, у Ломтева был сложный период. Он оказался в Италии без денег. В "Дневнике" много раз повторяется: "голодал", "не обедал и не ужинал". "Но он все равно все время работал, писал картины".
- Когда Ломтев уже должен был возвращаться из Италии в Россию, случилась некрасивая история. Чиновник, отвечавший за деньги "пансионеров", украл их и сбежал с любовницей в Америку. И все художники остались вообще без содержания. Ломтев все равно, хотя и с большим трудом, вернулся домой. Сначала попал в Константинополь, потом оказался в Киеве…
Впрочем, подробности о жизни и "Автопортрете" несчастного Ломтева лучше узнавать непосредственно в Музее Ханенко. Как и о загадочном "Портрете принцессы Дейзи - княгини Марии Терезы Оливии Хохберг фон Плесс" Эгона Иосифа Коссута, о "Кормлении ибисов" Вильгельма Котарбинского, о кантонских веерах (и чем "экспортные" варианты китайских вееров отличались от созданных "для внутреннего пользования"), серебряных кругах "Чинтамани", и т.д. Наука - это очень увлекательно. А ходить в современные музеи - интереснее, чем в кинотеатры с 3D. Конечно, это - в том случае, если музей сам "идет в ногу со временем".
Еще бы таких выставок, как нынешняя ART & SCIENCE у Ханенко, по разным украинским музеям, - и, глядишь, постепенно быть умным, грамотным, интеллектуалом в стране станет модно. Мечты, конечно…Но в мире именно к этому все и идет. Точнее, на Западе интеллектуальный труд давным-давно - в почете. Замечательный, европейского уровня, без скидок на любые украинские "обстоятельства", проект Музея Ханенко, еще больше приближает Запад к Украине, а Украину - к Западу. Правильной дорогой идем, товарищи!