Музей Гетманства: кто в доме хозяин?

Поделиться
Сегодня многие говорят и о проблемах «Мистецького Арсеналу», и об определенном противостоянии бездомного Музея истории Киева и Национального художественного музея (в связи с долгостроем по улице Институтской)...

Сегодня многие говорят и о проблемах «Мистецького Арсеналу», и об определенном противостоянии бездомного Музея истории Киева и Национального художественного музея (в связи с долгостроем по улице Институтской). Также дискутируются темы, что, дескать, не хватает помещений для многих коллекций. Но удивительное дело: разве многие музеи столицы функционируют на достойном уровне? И разве дело только в их количестве? Может, все-таки в качестве работы? Вот хотя бы один пример — Музей Гетманства, к которому по понятным причинам сейчас должно быть приковано особое внимание.

Киевский «Музей Гетманства» — это красивое здание в центре Подола. Само по себе оно является памятником архитектуры XVIII — начала XIX в.: большая территория, но внешне ничем не примечательно. Зато внутри... Входная дверь была закрыта, и пришлось звонить, чтобы из комнаты вышла к нам сотрудница «музея». Она рассказала, что обе коллеги отпросились, поэтому двери приходится открывать ей. Мы сегодня первые посетители. На часах — одиннадцать тридцать. Музей работает с десяти. Позже, очевидно, будет много народу, в основном школьники. По программе ведь нужно изучать, вот и приходят, как правило, классами. Милиционеры тоже приходят — взводами.

Билет стоит гривню. Но «Черновецкий хочет нашей самоокупаемости, поэтому будет дороже». Почему так дешево? Это же все-таки Гетманщина. Начали осмотр, и тут я понял почему.

В «музее» пять залов. Если считать залами и те помещения, в которых одновременно и выставлена экспозиция, и оборудованы рабочие места сотрудников. Экспонаты связаны с гетманами Мазепой, Скоропадским, почему-то Петлюрой, и... все. Есть, правда, портреты и других гетманов, изготовленные в едином стиле и развешенные по всем комнатам. А еще отдельная комната отдана под выставку художнице, рисующей картины в народном стиле — на стекле. И это все? Все. «А сколько лет работаете?» С тайной надеждой на то, что открылись недавно, просто не успели еще как следует поработать и т.д. Оказывается, с 1993 года работают. Что тут скажешь?

Экспонаты — отдельная тема для разговора. В «музее» ценного... ничего. Несколько кувшинов. Несколько ржавых остатков непонятно чего, что могло быть и сельскохозяйственным инвентарем, и, с натяжкой, оружием каких-то крестьянских повстанцев, но уж никак не регулярного гетманского войска, и подарки семьи последнего нашего гетмана Скоропадского, листочки бумаги, на которых дети-внуки гетмана рисовали национальную символику и орнаменты. Остальное — так называемый иллюстративный материал, большая часть которого размещена в тяжелых старых выставочных альбомах с железными страницами. Ни одного оригинала ни одного документа. Все скопировано из известных книг и альбомов на допотопном копире. Этот копир, очевидно, для оправдания, и выставлен в одном из залов вместо экспоната.

Сам способ выполнения экспозиции поражает. Не оригинальностью. Непрофессиональностью. Скопированные материалы наклеены прямо на основу, хотя о недопустимости этого знают уже в первый день работы в любом музее, да и где угодно. Посетителя при входе встречает предлинный «фигурно» вырезанный из бумаги список гетманов в пяти вариантах от различных исследователей истории гетманства. Вот вам каравай, какой хочешь выбирай. О Гетманщине как государстве, о его административном, территориальном устройстве, об отношениях с Россией, о Малороссийской коллегии — ничего. Тринадцать лет существования и... ничего. По крайней мере в экспозиции. А об отце Гетманщины, о Богдане, — аж три картины и занавеска на окне с гербом «Абданк». Все.

Выходя, спросил о литературе по Гетманству. Ответ: «А мы вообще-то не обязаны продавать книги». — «Ну как же так, неужели за все это время нельзя было сделать больше?» Очевидно, ответ вам уже известен: «С таким финансированием!..» Ну, «отмазка» эта не новая. Ее использовали тысячу раз для оправдания бездеятельности. Даже школьный учитель, оформляющий свой кабинет сам, без дополнительного финансирования, делает это намного лучше, чем люди, у которых оформление музейной экспозиции входит в обязанности.

Возникает несколько вопросов, на которые нет ответов. Если не хватает сил собрать соответствующие экспонаты, то неужели нельзя договориться с Музеем истории Киева, у которого, как известно, в отличие от «гетманцев», нет собственного помещения, об экспозиции в этом музее части его экспонатов, касающихся тематики Гетманства? Неужели нельзя договориться с тем же Историческим музеем? Неужели невозможно договориться с издательствами о продаже в музее тематических книг? Неужели нельзя о том же договориться с известными историками, изучающими эту тему, — например, Сергеем Павленко или Татьяной Яковлевой? Неужели невозможно скооперироваться с научными сотрудниками из Батурина или из Чигирина и работать совместно? Тогда и интерес возникнет, и будет под что требовать финансирование, и появится смысл повышать статус музея с местного до государственного. А там и экспонаты и, даст Бог, спонсоры появятся. Или все это можно, но не с этими людьми?

За две недели до этого довелось посетить краеведческий музей в городе, который, мягко говоря, не может похвастаться своей давней историей. Это город Краматорск. Донбасс, которым сейчас многих пугают. Разместился этот местный музей на одном этаже здания, которое раньше было типичным советским галантерейным магазином. Музейщики собрали о своем городе все возможное. Создали кроме традиционных экспозиций еще и уголки крестьянского дома, земского буржуа, комнаты периода нэпа и 50-х годов. Кроме того, в зале, где выставлены экспонаты об Отечественной войне, посетителей встречает объемное панно, посвященное воину-победителю. Сделано оно из... обычного ватмана, но — с любовью, поэтому вопрос недостаточного финансирования не возникает. Поскольку же о современном городе, кроме производства, показать нечего, сотрудники музея, для привлечения детей, уголок отдали игрушкам. Старым — советских и предсоветских времен. Собирали со всего города! И нашли много интересного. Подумалось: «Этих людей — да в Киев бы. Вместо наших «гетманцев». У них есть и сердце в груди, и голова на плечах.

И в завершение... Господа национально озабоченные деятели разного сорта и ранга, вы утверждаете, что люди и на востоке, и на юге страны не разделяют чувств государственности и не знают своей истории... Да они и не будут разделять, и не будут знать, до тех пор пока в столице, куда привыкли приезжать и видеть все лучшее, что есть в стране, будут функционировать «музеи», в которых вместо гордости за историю государства пропагандируют убожество, вместо восхищения предками — рассказывают о финансировании, а вместо настойчивой работы демонстрируют ее профанацию.

Кстати

В «Путеводителе» IV Всемирного форума украинцев, который проходил 18—20 августа, на стр. 50 есть информация о «Музее Гетманства». Я с ужасом подумал: а если бы кому-то из диаспоры захотелось посетить этот музей? Что тот человек, если бы он хоть бы раз в жизни посетил любой музей в любой другой стране мира, должен был подумать об этой стране, об этой власти, которая выплачивает зарплаты таким «музейщикам», и об уровне образования тех людей, которые довольствуются увиденным в этом заведении?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме