МУЗЕЙ — ДЕЛО ТОНКОЕ

Поделиться
Это «при Советах» Львовщина была периферией. А в более ранние периоды истории наш край не выпадал из европейских культурных процессов...

Это «при Советах» Львовщина была периферией. А в более ранние периоды истории наш край не выпадал из европейских культурных процессов. Наши зодчие-предки без каких-либо комплексов создавали жилые, сакральные и административные строения в каждом из стилей Западной Европы, начиная от романского и кончая конструктивизмом. В 17 — 19 веках Европа страшно увлекалась Китаем и Японией. Японская культура глубоко повлияла на европейскую. А вот мода на Китай так и осталась привилегией аристократии, массового распространения не имела, поэтому ни во что специально европейское не развилась. В дворянских поместьях оформлялись «китайские комнаты», а монархи могли себе позволить «китайские дворцы».

Каждое из этих восточных эстетических поветрий находило своих последователей и в нашем крае. Великолепных образцов сецессии по городам Западной Украины полно. Мы сделаем блиц-пропаганду галичской «прокитайской архитектуре», поскольку она «спрятана» в удаленных от крупных населенных пунктов местах и мало знакома даже специалистам. Уже в 17 веке Подгорецкий замок (ныне — Львовская область) имел свой «китайский зал». На территории Золочевского замка (опять же, ныне — Львовская область) был создан целый «Китайський палацик». Так он был назван в документах начала 18 столетия.

На сегодняшний день из «китайского» в «Китайськом палацике» сохранились только специфические криволинейные контуры кровли. Присутствовал ли китайский стиль в архитектуре интерьера, неизвестно. Его внутреннее убранство было стерто жестокой рукой истории, особенно он пострадал в период СССР (здесь была тюрьма, потом — ПТУ). К счастью, не все архивы сгорели: по сохранившимся инвентарям работники Львовской картинной галереи (ЛКГ), в структуру которой входит упомянутый Золочевский замок, обнаружили, что в «Китайськом палацике» «было очень много восточных вещей».

Составление инвентарей для владельцев имущества в Европе было делом обыденным — они использовались в вопросах наследства. Рациональные европейцы фиксировали все, что представляло собой материальную ценность (окна, двери, печи, полы, посуда и т. д.). Византийская традиция, а вслед за ней — и советская, такую практику в частной жизни квалифицировала как скаредную и неприличную. При Советах инвентаризовать можно было только государственное имущество. Когда директор ЛКГ Борис Возницкий добился, чтобы Золочевский замок был передан тогда еще Львовской галерее искусств, соответствующие описи существенно помогли в восстановлении памятника архитектуры. И занудно-меркантильная практика галичской знати сослужила работникам ЛКГ доброе дело.

Восстановленный на уровне строительных работ «Китайський палацик» нужно было чем-то наполнить. Вернуть объекту его «родные китайские вещи», разграбленные или уничтоженные, было невозможно. Можно было бы, оттолкнувшись от названия дворца, задаться целью создания на базе «Китайського палацика» музея, условно говоря, китайского искусства. Его можно было бы создавать, если бы специалисты музейного дела не знали, что под понятием «китайщина» с 17 века в Европе разумели все, связанное и с Китаем, и с Японией, и с Кореей,.. и с Востоком вообще. Отталкиваясь от такой трактовки словосочетания «китайский стиль», Галерея решила обустроить в Золочеве Музей восточных культур.

Формировать новый музей было несложно. Скажем, зал «Культура Китая и Японии» делался легко. Галерея в своих запасниках китайских и японских предметов искусства и быта 17 — 19 веков (керамика, резьба по камню и дереву, лак, нэцке, веера и т. д.) имела предостаточно. Вообще львовские музеи в этом плане располагают богатыми собраниями, может быть, лучшими в Украине.

Грех Галерее было жаловаться и на комплектование зала «Культура мусульманских стран». В экспонатах из этого культурного ареала фонды ЛКГ также недостатка не испытывали. «Исламские предметы» (ковры, чеканка и прочее) на Галичину проникали без европейских посредников, совершивших великие географические открытия. Земля, ныне именуемая Львовской областью, имела непосредственные тесные давние контакты с арабами, крымскими татарами, турками. Контакты эти имели торговый и военный характер. Те же турки, только в 17 веке, 12 раз брали тот же Золочевский замок. В 19 веке у нас, как и во всей Европе, предметы исламского Востока целенаправленно стали собирать для коллекций.

Неожиданно для формирования нового музея открылся еще один источник. Приехал как-то во Львов по своим дипломатическим делам посол Индии в Украине. Случайно услышал, что в Золочеве создается Музей восточных культур. Решил глянуть. Дело было лютой зимой, а дипломат из тропиков прибыл в туфельках и плащике. Озяб индус. Девчата в музее натопили, поднесли настойку из кизила… Отогретый посол Индии полюбил Золочевский замок и сказал: «Девчата, приезжайте, я вам дам экспонаты». Девчата из Киева привезли два чемодана ценных вещей. А когда у посла заканчивался срок пребывания в Украине, он привез «машину экспонатов»: все, представлявшее собой этнографическую и художественную ценность, чем располагал в посольстве, привез в Золочев. Дорогой подарок!

Поступок индийского дипломата навел работников ЛКГ на мысль, что остальные послы восточных государств, скорее всего, также хотели бы помочь новому музею. Галерея в прошлом году разослала во все посольства «восточных стран» письма, в которых изложила свои соображения насчет создания музея. В результате удалось укомплектовать отдельный зал «Культура Индии, Индонезии, Вьетнама и стран Тихоокеанского бассейна».

К слову, зал «Культура мусульманских стран» мог быть куда представительнее, если бы не некое дипломатическое недоразумение. Одна из арабских стран, как дало знать несколько месяцев назад Возницкому Министерство иностранных дел Украины, прислала для Галереи «большое количество экспонатов». Кто из арабских государств расщедрился, в ЛКГ не знают до сих пор… Потому что никак не могут получить причитающийся Галерее дар. Все застопорилось в МИДе. Сначала это ведомство поинтересовалось у ЛКГ, в состоянии ли она предоставить шесть тысяч гривен для растаможивания посылки. Сколь ни сложно у ЛКГ с финансами, а все же она согласилась поискать эти средства. После чего МИД вспомнило, что оно, согласно имеющемуся порядку, само должно провести эту процедуру на таможне. На этом вопрос с «арабской посылкой» затих.

Чего музею немного не хватало, так это — солидной исторической глубины. Уважающий себя музей должен начинаться с древних Египта и Шумера. И тут создатели Музея восточных культур ощутили некоторые трудности. В самой ЛКГ из египетских экспонатов имелось всего четыре маленьких фигурки. Шумер не представлен вообще. ЛКГ обратилась за поддержкой к музеям-партнерам Львова.

Помогли Музей этнографии и Исторический музей, у которых нашлись необходимые Галерее экспонаты. Поскольку переданы были те вещи, которые пылились в запасниках и никогда не выставлялись. А так у этих экспонатов оказался шанс быть увиденными широкой аудиторией.

В своем стремлении закопаться «в историю Востока» Возницкий пошел дальше даже самих шумеров, чья цивилизация на сегодняшний день большинством ученых определяется как самая древняя. Часть первого зала, в котором представлены Египет и Шумер, под вдохновенным влиянием Бориса Григорьевича, была посвящена Каменной могиле. Это решение директор ЛКГ объясняет так: «Этот памятник археологии, расположенный где-то в 15 километрах от Мелитополя Запорожской области, сохранил до наших дней значительную часть изображений (рисунков и знаков), самые давние из которых датируются 2 — 10 тысячелетиями до рождества Христова! Систему знаков Каменной могилы, которые датируются 8 — 7 тысячелетиями до нашей эры, есть основания считать самой древней письменностью. Никто не был до конца уверен, чьих рук это дело. Ученые долгое время почему-то серьезно не искали, кем были эти люди в этническом плане. Это была «просто определенная культура». Такая неопределенность тянулась до тех пор, пока за изучение Каменной могилы не взялся языковед-шумеролог Анатолий Кифишин. В 90-х годах прошлого века он прочитал эти знаки. «Знаки» Каменной могилы содержат сведения о те же богах, что и тексты, собственно, Шумера. Кифишин прочитанные им в Приазовье знаки квалифицирует как протошумерское письмо. Пока неизвестны другие источники, Каменную могилу можно априори считать самым древним архивом древнейшего в мире письма. Я разделяю точку зрения, согласно которой понизовье Дуная, Днестра, Буга и Днепра является прародиной шумеров. Для меня также очевидно то, что культура, в рамках которой была создана Каменная могила, просуществовала на наших землях до времен Киевской Руси».

Борис Григорьевич знает, что такие революционные взгляды на историю разделяют далеко не все ученые, в том числе — и отечественные. Но мало кто возьмется спорить с тем, что этот подвижник музейного дела выставил в заключительном, пятом, зале Музея восточных культур. Зал этот именуется «Украина и Восток». В нем раскрываются взаимовлияния этих двух культурных миров.

На примере ряда предметов создатели музея демонстрируют, что производимые в Бучаче «восточные ковры», в Бродах — «слуцкие пояса» и шаровары запорожского казака у нас появились под влиянием турецкой, а наша икона — византийской культуры. К слову, само христианство — продукт Ближнего Востока. Об этом обстоятельстве посетителям музея будет напоминать огромное (3 на 2 метра) живописное полотно «Иерусалим», выполненное в 1696 году для Успенской церкви во Львове. На этой картине, выдержанной в традициях европейского изобразительного искусства, воспроизведена колыбель трех религий со всеми своими святынями.

Другая часть «Украины и Востока» — пока что в основном аннотационная — рассеивает заблуждение, что только культура Украины испытала на себе влияние Востока. Была недюжинная обратная связь. Культурное воздействие нашей Родины на восточные страны в новом музее проиллюстрировано биографиями выдающихся украинцев. Великолепие этих людей, наверное, не испортит даже телеграфный стиль, в котором они из-за дефицита газетной площади описаны. Роксолана, жена Сулеймана Пышного, «выдающийся политический деятель Турции середины 16 века»: построила первую в османской империи больницу, а в Стамбуле — приют для бедных, инициировала строительство самой красивой мечети турецкой столицы «Сулеймании», после смерти была удостоена погребения в мавзолее — факт чрезвычайно непривычный для исламского контекста. Юрий Кульчицкий: «путешествовал Востоком с купеческими целями», во время осады Вены ему удалось проникнуть в стан турок и собрать там решающую для победы европейцев стратегическую информацию, открыл в Вене первую в Европе кофейню, в его честь в Вене названа улица и поставлен памятник. Вацлав Жевуский: представитель ополяченной украинской шляхты, офицер австрийской армии, собиратель восточных рукописей, соиздатель одного из первых журналов на темы Востока, принял ислам, открыл для бедуинов школы и больницы, «дети пустыни» провозгласили его своим эмиром и дали ему новое имя — «Тадж-эль-Фаер» («Венок славы»). Михаил Боим: теолог, монах-иезуит, философ, пионер европейской синологии (собрал богатую информацию о китайских науке, философии, медицине; собрал материалы для книги «Флора Китая» и подготовил «Атлас Китая», который сам проиллюстрировал рисунками зверей, растений и уникальных сценок из быта китайцев; первым в Европе составил таблицу летоисчисления, которая давала возможность легко ориентироваться в исторических событиях и династиях Китая), дипломат (китайским императором Йонгли послан в Европу с миссией найти поддержку против вторжения маньжур). Василий Яковлевич Ерошенко: выпускник Лондонской музыкальной академии для слепых, философ, этнограф (изучал фольклор, обычаи и быт Китая, Таиланда, Индии и Бирмы), языковед-полиглот (20 языков), педагог (в частности, преподавал эсперанто в Токийском университете), писатель (в начале 20 столетия признан одним из пяти классиков японской литературы).

Кто знаком с отечественной музейной картой, тот, обратив внимание на название нового музея, спросит: «Получается, в Украине появился первый музей восточных культур?» Да, до сих пор у нас в стране музея Востока не было. Были музеи западного и восточного искусств в Одессе и Киеве (нынешний музей Ханенко). К тому же, любителей старины и профессионалов музейного дела просим обратить внимание на тот факт, что в Золочеве создан музей даже не восточных искусств, а именно — восточных культур. В экспозициях представлен широкий культурный пласт.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме