Страшная человеческая и техногенная катастрофа - Чернобыль - в течение десятилетий обозначена в искусстве кино как "важная тема". А в современном кинобизнесе это уже, скорее, "тренд". Так как кино о Чернобыле - это и страшилка, и социалка, и мелодрама. Премьерный телефильм "Мотыльки" (режиссера Виталия Воробьева, сценариста Валерия Мухарьямова) также прикасается к этой важной теме и к интересному тренду (производство компании Film.ua).
Чернобыльская катастрофа унесла жизни сотен тысяч человек. Ещё больше - стали инвалидами. Члены каждой второй украинской семьи так или иначе участвовали в ликвидации ее последствий. За последние 27 лет не было снято и десятка полнометражных игровых фильмов, посвященных этой катастрофе.
Конечно, создано множество документальных кинопортретов о трагедии на ЧАЭС. Однако последние из них лишь диагностируют эту национальную травму. А игровое кино художественно осмысляет масштаб катастрофы и ее последствия.
Период полураспада стронция-90, плутония-240 и других радиоактивных веществ, которыми ЧАЭС оросила землю, длится десятки, а то и тысячи лет. Ускорить этот процесс невозможно. Избежать его последствий - тем более.
Единственное, что может человек, - научиться жить с этим радиационным проклятием. А "учат" этому, среди прочего, и немногочисленные игровые фильмы о ЧАЭС. Выход той или иной картины на Чернобыльскую тему знаменует своеобразный период "кинораспада". Ведь после просмотра фильма, человек разрушает в себе отчаяние, безверие и другие, не менее "радиоактивные" качества личной психологии. В конце концов, художественное переосмысление - единственная альтернатива губительной реальности.
Один из первых полнометражных игровых фильмов на эту тему назывался "Распад". Он был снят замечательным украинским кинорежиссером Михаилом Беликовым практически по горячим следам катастрофы. Распад мирного атома сплетается здесь с разложением личности, целого общества… В главной роли - Сергей Шакуров. На Венецианском фестивале 1990 г. эту ленту отметили "Золотой медалью президента Сената".
Вскоре последовал "Год собаки" (1994) Семена Арановича. В этой ленте рассказывалось не столько о самом Чернобыле, сколько о том, "как" ведет себя человек, оказавшись посреди радиационной зоны. За эту картину режиссер был отмечен на Берлинале "Серебрянным медведем" за выдающиеся художественные достижения.
После этого, в течение приблизительно 10 лет, не появилось ни одного заметного фильма о катастрофе. Сказалось коматозное состояние постсоветской киноиндустрии, в котором она находилась в 90-е.
Однако, вдохновленные важной и болезненной темой, а также фестивальным успехом предыдущих фильмов о ЧАЭС, кинематографисты начали постепенно возвращаться в Зону отчуждения.
С тех пор отношение к трагедии на ЧАЭС в корне изменилось. Показать ее в своем фильме - это все равно, что предъявить удостоверение чернобыльца. И, избежав оплаты за проезд, бесплатно въехать на престижный кинофорум.
В свое время попыталась использовать тему Оксана Байрак в своей излишне сентиментальной мелодраме "Аврора" (2006). Правда, достучаться до оскаровского комитета ей так и не удалось.
В большинстве других случаев, отборочные комиссии кинофорумов принимают игровые полнометражные фильмы о Чернобыле буквально без разбора. Однако, получив место в официальном конкурсе того или иного кинофеста, фильмы далеко не всегда удостаиваются серьезных наград. Например, "В субботу" (2011) Александра Миндадзе так и не получил даже утешительной награды на Берлинском кинофестивале. А "Земля забвения" (2011) Михаль Боганим не была отмечена ни на одном из трех кинофестов класса "А", в которых участвовала.
Определенная фальшь во время просмотра этих картин будет ощущать даже тот, кто не был непосредственным свидетелем тех событий. Глаза часто режут прежде всего исторические неточности. Современные кондиционеры под окнами домов в Припяти 1986-го. Ликвидаторы в новейших защитных костюмах, сжигающие огнеметами зараженные радиацией дома и т.д. Но даже на это можно было бы закрыть глаза, если бы в фильме рассказывалась действительно честная история.
"Мы - народ с огромным объемом травматического опыта, который никогда не был высказан в культуре. Поэтому мы и сами не знаем, как об этом говорить…" - прокомментировала в одном из своих интервью Оксана Забужко массовый выход людей из зала во время показа фильма "В субботу".
Среди тех немногих, для кого ЧАЭС - не просто известный на весь мир "бренд", но и важная часть личного опыта, выделяется режиссер Мирослав Слабошпицкий. Его прошлогодняя короткометражка "Ядерные отходы" рассказывает о людях, живущих и работающих в Зоне отчуждения. Медитативный ужас и апокалиптическая безысходность реалий, показанных в этом фильме, лишает дара речи. Ленту отметили "Серебряным леопардом" на кинофестивале класса "А" в Локарно (Швейцария). И если признаки жизни, которые украинская киноиндустрия начала подавать в последние годы, вскоре перерастут в диагноз "стабильное выздоровление", то, возможно, именно Слабошпицкий возьмется за полнометражную игровую картину о ЧАЭС "Люксембург".
Интерес к Чернобылю встречается и в масштабных голливудских проектах. Ужастик "Запретная зона" (2012) и экшн "Крепкий орешек: хороший день, чтобы умереть" (2012) используют ЧАЭС как антидостопримечательность для того, чтобы лишний раз напугать зрителя. Все это малу-помалу ведет к тому, что Чернобыль постепенно становится неким кинематографическим трендом.
"Практически в каждом украинском фильме появляется Вторая мировая и поезда. Вам нужно избавляться от этих клише и изобрести что-то новое!" - сокрушался гуру сценарного мастерства Роберт Макки во время прошлогоднего визита в Киев. Он воспитал 49 лауреатов премии "Оскар", а также более 165 обладателей "Золотого глобуса". Так что ему можно верить.
И если украинским кинематографистам удастся "застолбить" за собой тему Чернобыля - к их фильмам, очевидно, появится больший интерес со стороны иностранцев?
В ответ румынскому Дракуле и нью-йоркскому Кинг-Конгу мы можем "пугать" весь мир, к примеру, легендой о Зоне отчуждения, как о язве на нашей загрязненной планете, в которой правит Ядерный принц - вестник апокалипсиса.
Правда, буквально до сегодняшнего дня аварию на ЧАЭС пытались показать исключительно в авторском кино. А лишь за счет присутствия на кинофестивалях убедительный кинематографический тренд сформировать невозможно.
Первый телесериал, сюжет которого использует фон большой трагедии, выйдет на экраны 27 апреля. Его название - "Мотыльки" (2013). Два главных героя, 17-летняя девушка и солдат-призывник, словно две влюбленные бабочки летят на пламя техногенной катастрофы.
Во время просмотра этого телефильма (премьера на телеканале "Интер") восторг и разочарование сплетаются воедино. С одной стороны, здесь заметно появляются прогрессивные компьютерные технологии, которые скрупулезно воспроизвели атмосферу эпохи. С другой, во время просмотра чувствуешь, что если бы существовал прибор, замеряющий сентиментальность, он бы пищал столь же громко, как и экранные дозиметры, замерившие зашкаливающий в сотни раз уровень радиации после взрыва на ЧАЭС.
Каким-то удивительным образом режиссер "Мотыльков" Виталий Воробьев внешне напоминает Стива Джобса. Та же полупрозрачная бородка, тронутая сединой, впавшие щеки и круглые очки. Джобс, в свое время, заставил весь мир гоняться за незамысловатым логотипом своей компании - надкушенным яблоком. Судя же по заявленным планам г-на Воробьева, он постарается заставить людей, по крайней мере, не страшиться фильмов, на постерах которых изображены радиационные значки.