Одиннадцать четверокурсников из мастерских режиссуры художественных фильмов Михаила Ильенко представили для защиты дипломные работы. Казалось бы, что в этом особенного? Нормальные будни учебного процесса. Но дело в том, что государство с какого-то времени перестало выделять средства на создание фильмов-дипломов в Институте экранных искусств КНУТКТ им. И.Карпенко-Карого.
И вот, несмотря на это досадное обстоятельство, все студенты не только сняли фильмы продолжительностью от восьми до шестнадцати минут, показав свою профессиональную состоятельность, но и нашли для этого средства. И этот факт радует: у нас есть независимое кино! Кстати, то, что фильмы сделаны без поддержки государства, было едва ли не главным аргументом в пользу отличных оценок.
Защищали дипломы трое ребят и девять девушек: это гендерное "неравенство" в кинорежиссуре свидетельствует о феминизации нашего кино как ее нынешней черте (ведь мужчины не очень надеются, что в Украине можно заработать на жизнь профессией кинорежиссера). В конце концов, пол в искусстве кино - не определяющая черта. Интересно, прежде всего, что предложили выпускники в этом году.
Мастер поставил задачу - экранизировать литературное произведение, перенеся события на украинскую почву. Подавляющее большинство это сделали, что обеспечило, в отличие от дипломов предыдущих лет, во-первых, некий драматургический уровень, во-вторых, признаки сюжета и человеческих индивидуальностей. Обращались студенты к разным жанрам. И это хорошо, поскольку разбивает поток внежанровой "чернухи" невыразительного серого цвета, которая уже давно набила оскомину всем, кроме разве что самих авторов и единичных, но шумных почитателей этой разновидности.
Самый редкий сегодня жанр комедии предложила Елена Кириченко-Поволоцкая ("Формула забора"), но не за счет коллизии (она никакая), а за счет замечательной игры актеров Виктора Андриенко, Владимира Ямненко, Олега Примогенова и Николая Боклана, которые, очевидно ностальгируя по комедии, показали умение смешить буквально на пустом месте. В других работах девушек (с их работ начнем), хотя и качественные первоисточники, чувствуется именно драматургическая недостаточность. Характерно, что среда действия у всех похожа - повседневный быт. Например, гостиничная комната с дверями, которые закрылись так, что выбраться нельзя вплоть до утра, и две женщины разного калибра - столичная журналистка, чей вид и поведение, как у топ-модели, и местная уборщица - все же находят общий язык ("Двери" Маргариты Кузьминой по пьесе Анны Яблонской). Здесь режиссер фокусировала внимание не на внутренних проблемах героинь, а на эффектах сугубо внешних. Действие рассказа Миклоша Ласло "Парфюмерия" Екатерина Павленко в ленте "Монолог" перенесла в Киев (город снят мастерски и узнаваем на экране). Но, хотя кризис отношений молодых супругов и разыгрывают хорошие актеры - Дмитрий Линартович и Ксения Мишина, фильм не убеждает, прежде всего не хватает режиссерского опыта выстроить психологические нюансы. "Дата смерти" Екатерины Демской (лента определена как психологическая драма) похожа на ролик, который рекламирует характер отношений молодых людей, разыгрывающих друг друга с помощью возможностей Интернета. Доктор Калигари мог бы только позавидовать этим возможностям, как и изобретательности девушек в жестоких розыгрышах. "С чем тебе жить" Ангелины Турской рассказывает о том, как татуировка якобы появилась на затылке героини неизвестно откуда. Актриса Римма Зюбина хочет придать естественности неинтересной и неубедительной ситуации вокруг моды на тату. А углубление этой коллизии с помощью азартно-многословной подруги, перекочевавшей из российских сериалов, убедительности не добавляет. Наконец, в завершение бытовых тем вспомним "Другого" Наталки Гордий, где интересный актер Андрей Гронглевский остается поразительно органичным в надуманной коллизии ленты.
"Шрам" Юлии Тамтуры и "Отдача" Анастасии Гусар - совершенно из другой сферы: речь идет о событиях войны, ныне кровоточащей на Востоке. Первая лента - по произведению Сомерсета Моэма "Человек со шрамом" - максимально педалирует жестокость войны, будто кто-то в этой жестокости сомневается. Коллизии обеих лент вызывают много вопросов относительно правдоподобия, но попытки ввести зрителя в реалии войны, в ситуацию расплаты за содеянное зло заслуживают поддержки.
Интересно, что два диплома поставлены по рассказам Василия Шукшина, писателя и кинематографиста своеобразного, открывшего в литературе и кино ХХ в. новые характеры. Кто-то называет его персонажей чудаками, но следует согласиться с Сергеем Залыгиным, что персонажи Шукшина - персонажи без грима, настоящие и вызывают сопереживание. Они противостоят тому, что навязывает нам современный экран, - стандартным образам негодяев. Василий Шукшин был писателем, режиссером и актером в одном человеке. "И вот каждый раз, - отмечает Залыгин, - идя смотреть фильм с его участием, мы встречались не с актером, а с ним самим, с Шукшиным, с человеком, каким он есть. А глядя на экран, мы чувствовали, что сами понятия "актер", "роль", "игра", понятия, с которыми мы свыклись с детства, которые устоялись в нашем сознании будто навсегда, вдруг нарушаются, становятся странными условностями, опять-таки потому, что перед нами возникает все тот же Василий Шукшин как таковой, не только без грима, но, кажется, и без игры".
Невероятно сложная задача - перенести на экран прозу этого писателя, найти ту меру органичности и правдивости, которая была присуща его персонажам. Олег Мартиросян взялся за "Воскресную скуку", рассказ автобиографический, в котором речь идет о муках творчества начинающего писателя. Юноша задумывается над тем, что побуждает человека писать, почему не выходит так, как хотелось бы. А рядом - его сосед по общежитию, будущий инженер, которому занятие литературой представляется делом, никому не нужным. Так и перемешиваются в мыслях жажда писать и сосед, который почему-то упрямо не хочет признаться в любви своей девушке. В конце концов, это сделал вместо него начинающий писатель на страницах своей новеллы. Однако провидцем он не стал, потому что его сосед ходил развеять воскресную скуку не к девушке, а в планетарий, - неожиданность поступков проявлялась у Шукшина уже в ранних произведениях. Олег Мартиросян упростил задачу: показав в кадре процесс писания и параллельно - свидание соседа с девушкой у реки, додумав за автора коллизию с птичкой, которая капнула парню на куртку. Экранизация "Воскресной скуки" не перечеркивает вложенные усилия: это был поиск решения очень сложного вопроса - передать ход мыслей, внутреннее состояние персонажа. И даже если это не совсем удалось, пожелаем режиссеру настойчивости в этих поисках.
Рассказ "Экзамен" нашел завершенное воплощение, чему способствовал актерский дуэт Олега Примогенова и Никиты Скоморохова. Молчаливый студент, который плохо подготовился к экзамену и к тому же опоздал, не хочет выкручиваться, но преподаватель сумел войти с ним в контакт, ставит оценку и вручает ему свою книгу с дарственной подписью. Казалось, все прекрасно! Однако радость была преждевременной. В зачетке, которую студент развернул, выйдя из аудитории, стояла двойка. В десятиминутной ленте Глеб Веденеев передал неожиданный сюжетный поворот, психологически его мотивировав.
Наконец, "Эхо" Александра Шкрабака. К этой работе можно применить определение "зрелая". И это не будет преувеличением. Неожиданное место действия - крематорий на кладбище (снимали на Байковом). Две женщины ожидают там прах своих мужей. И между ними незаметно завязывается диалог, из которого мы узнаем, что героиня Ксении Баши-Довженко стала вдовой архитектора, погибшего на нынешней войне в Донбассе. Героиня Риммы Зюбиной рассказывает о своем муже-полковнике, который был здоровым как дуб, однако умер не на войне, а в сауне… Разговор достигает высокого напряжения, поскольку раскрывает всю несправедливость ситуации вокруг гибридной войны, когда нередко кадровые военные жируют, а честные патриоты мирных профессий идут защищать отчизну. Художественный уровень фильма высокий, а тональность разговора, затрагивающего болезненный нерв нашего настоящего, заслуживает похвалы.
Часть выпускников еще продолжит год учиться, другие пойдут работать в частную киноиндустрию. Но их работы, особенно "Экзамен" и "Эхо", заявили о творческом потенциале молодых режиссеров. Пожелаем им успехов, а себе - хороших впечатлений от их будущих фильмов.