Любой взрослый, попадая в кукольный театр, ощущает себя Гулливером. В киевском Театре марионеток на премьерном спектакле «Дом, который построил Свифт» Г.Горина особенно. Мир этого удивительного театра захватывает сразу, в него попадаешь еще на улице, в уютном сказочном дворике, где, как указатель пути — огромные блестящие глаза Пьеро и его большое любящее сердечко — эмблема театра. И потом, в маленьком театральном фойе с детскими стульчиками и кукольными обитателями-персонажами, позволяющими себя хорошенько разглядеть. И, конечно же, в зрительном зале с миниатюрной сценой, размеры которой, благодаря таланту маленькой труппы, могут разрастаться до вселенских масштабов.
Своим спектаклем режиссер-постановщик Михаил Яремчук заставил по-другому увидеть пьесу Г.Горина, знакомую многим по кинофильму с замечательными актерами московского Ленкома. Режиссер вслед за драматургом делает попытку реконструировать жизнь Джонатана Свифта, автора сатирического романа о путешествиях Лемюэля Гулливера, в живой ткани его произведений. Драматург поселяет Свифта в его собственный вымысел, в тот Дом, который он сам построил, и предлагает взаимодействовать с придуманными персонажами. Пьеса Горина — глубокий, умный текст с аллегориями и временными акцентами, философскими рассуждениями и яркой фантазией. Режиссерское решение, воплощенное на сцене Театра марионеток, обнаруживает, что для этой пьесы наилучшим образом подходит искусство кукольного театра. Распределяя роли, режиссер задействует и живой план, и марионетки. Так, декан Свифт (В.Кожевников) и Доктор Симпсон (К.Корецкий) — актеры, так сказать, в натуральную величину, все остальные персонажи — куклы-марионетки. Именно в таком взаимодействии открываются неограниченные возможности диалога, действия, мизансценировки. На сцене сооружена вращающаяся сложнейшая техническая конструкция, позволяющая актерам работать в трех уровнях и показывать высочайшее мастерство кукловождения. В фантастическом Доме Свифта все перемешалось — реальность и действительность, вымысел и мистификация. В круговерть событий попадает Доктор, которому лишь со временем удастся почувствовать себя Гулливером и стать таким же «сумасшедшим», как все обитатели Дома. Он идет к этому постепенно, с трудом дается понимание того, что в иные времена врачебный диагноз может стать доносом, а разум можно уничтожить планомерным трехразовым употреблением спиртного, что художника нужно судить по законам искусства, и не утверждать, что все непонятное не существует. Метафора постижения истины — Доктор отмахивается от книги Свифта: сложно, скучно, его уговаривают почитать детское издание, адаптированное, опять нежелание напрягаться, последний аргумент — хотя бы рисунки посмотрите! И здесь его цепляет.
Почти трехчасовой спектакль, рассчитанный на взрослую аудиторию, существует по сложнейшей режиссерско-сценографической партитуре (художник Татьяна Торбенко). На крошечной сцене огромный мир с конкретными деталями и пространственными метафорами, полифония звучания разных пластов подтекстов констатирует сложность попыток осмысления судьбы гения, а с ним и всего мироздания. В действии одновременно присутствует и балаган, и философская притча. Яркие примеры режиссерской и актерской изобретательности, образные параллели в спектакле на каждом шагу, он соткан из них. Вспомнить хотя бы приход великана. В проем малюсеньких дверей просовывается носок огромного сапога — вот и иллюзия присутствия эдакого громилы. И при этом рассерженное ворчание лакея, маленькой смешной марионетки, мол, не буду я бегать на третий этаж, чтобы вы что-то услышали, г-н Великан. А десятисантиметровый лилипут, любующийся открывшимся прекрасным видом, сидя на краю огромного стакана с чаем? А актер, укладывающийся в маленький домик и заставляющий зрителя поверить в спящего Гулливера в стране лилипутов? Фантазия Свифта, помещенная в мир его персонажей, проникая в суть событий, проявляет новые смыслы, и то, что улавливали зрители десять лет назад, сегодня звучит по-иному. Свифт в спектакле не кукловод, он не держит крестовину и не дергает за веревочки, управляя человеком как марионеткой, он мудро молчит, наблюдая за тем, что происходит. Он дает возможность каждой маленькой марионетке самовыявиться, «прожить» свою жизнь. «Слова изменяют смысл, нужно выражаться мыслями». В маленьком настоящем мире, в Доме, который построил Театр, удивительное ощущение реальности и возможности происходящего, присутствие яркого личностного отношения создателей, оригинальной художественной интерпретации. И еще ощущение настоящего искусства. В гармонии существует все в этом Доме, туда хочется прийти и побеседовать с красноречиво молчащим Свифтом.