МИР ВАМ, ЛЮДИ

Поделиться
Дни еврейской культуры Украины, посвященные 140-летию со дня рождения выдающегося писателя Шолома ...

Дни еврейской культуры Украины, посвященные 140-летию со дня рождения выдающегося писателя Шолома Рабиновича, известного всему миру как Шолом-Алейхем, открылись в преддверии светлого весеннего религиозного праздника Пурим. Отмечаемый за месяц до Пасхи, с библейских времен он связывается с чудесным избавлением еврейского народа от злой, враждебной силы и несет в названии своем - «Пур» - жребий - глубокий символический смысл. Это судьба народа, изгнанного с исконных земель, рассеянного по всему миру, столетиями подвергавшегося неслыханным мукам и унижениям, неоднократно стоявшего на грани почти полного физического истребления, но сумевшего при этом сохранить свою живую душу - свой язык и культуру.

16 февраля в залах Дома художников на Львовской площади открылась выставка, организованная Еврейским советом Украины и Национальным союзом художников Украины при поддержке Еврейского агентства «Сохнут - Украина» и Американского распределительного комитета «Джойнт» Киевской городской еврейской общины.

В экспозиции выставки ненавязчиво, но внятно звучит ее лейттема - драматическая история народа. Полотно И.Тарковского «Реквием. Мировая скорбь» - словно траурная месса. От общего плана к конкретике образов, словно выхваченных рапидом, экспозиция ведет портретами Г.Гольда: «У колыбели» (старик, качающий младенца), «Молитва» (старый еврей в полосатом талесе, словно отмаливающий все грехи мира), «Усталость» (потрясающий своей жизненной правдивостью портрет уставшего от жизни человека). Работы М.Гольда - прямое обращение к классической традиции - психологизм, эмоциональная сила образов, мощно воссоздаваемые путем ассонантных связей с рембрандтовскими полотнами, эффекты светотени, - все направлено к единой цели - вызвать у зрителя ощущение сопричастности, сопереживание.

Яркой жанровой скерцозностью насыщены многофигурные композиции В.Заславского «Пурим» и Г.Гольда «Хасидский танец». Острая характерность, удивительная пластика поз, неповторимых жестов танцующих, ощущение подлинного веселья, охватившего участников празднеств, кажется вовлекают и вас в мир искренних, безыскусных жизненных радостей.

Необычайностью впечатлений, буйным многоцветьем красок, запахов и звуков, обрушивающихся на впервые вступившего на священную землю, поражают полотна Ю.Луцкевича. Его триптих «Иерусалим», «Тель-Авив» и «Эйлат» - удивительные импрессионистические «портреты» городов, впечатляющие неожиданностью композиционного решения и эмоциональной непосредственностью.

Художественная композиция Федора Тетянича - это сложное театрализованное действо, в которое вовлекаются зрители и сам художник.

«Экскурсионно-экспозиционный путь галереи галерей» - так называется произведение, создаваемое всякий раз заново - художник словно «входит» в свою «картину» - одетый, в древнееврейскую хламиду, взбирается он на лестницу, ведущую в небо, чтобы познать Истину и Бога.

Триптих А.Бруса из серии «Реинкарнация», выполненный в модернистской технике заставляет работать воображение, «угадывать» возникающие из хаоса, из небытия образы.

И вновь возвращается основная лейттема выставки, но воплощенная теперь в серии скульптурных композиций. Традиционный для мастеров Возрождения мотив «Пьеты» - «Оплакивание» - молодой скульптор И.Глухенький развивает в удивительно поэтичной, исполненной внутреннего трагизма, гармонически совершенной форме. Скульптурная группа изображает «снятие с креста». Словно лишенное плоти, бессильно никнущее тело Иисуса Христа поддерживается женщинами-плакальщицами. Скорбные позы, склоненные головы. Вся композиция, пронизанная внутренним ритмом, впечатляет своей эмоциональной насыщенностью.

Поэтический триптих на библейские темы из скульптурного цикла «Праздник Пурим» показал Б.Кальницкий. Образы Руфи, Рахили и Лии, запечатленные в теплой бронзе, олицетворяют собой любовь и волю к жизни, воплощение вечной женственности - они отмечены строгой простотой и целомудрием. Совершенство изящных форм, гармония пропорций словно направлены на раскрытие внутренней сути образов.

«Спички. Картон. Шпон» - и перед нами воссозданные с изумительным тщанием архитектурные особенности разрушенных и чудом сохранившихся синагог в Корар-Нахуме (Израиль), в Погребице (Киевская губерния, 1690 г.), синагоги-крепости в Луцке, разрешенной к строительству королем Сигизмундом III (1626 г.) и ставшей защитой города, синагоги Розенберга и Бродского в Киеве. Автор реконструкций И.Осташинский своим творчеством воскрешает традиции национального зодчества.

Серия скульптурных портретов Г.Хусида, представленная на выставке, впечатляет психологической глубиной, умением воплотить в материале самые характерные стороны натуры: выдающийся пианист В.Горовиц, строго собранный перед выходом на сцену, отрешенный, вслушивающийся в себя, И.Бабель, словно готовящийся рассказать одну из своих знаменитых одесских новел, Шолом-Алейхем с его знаменитой грустной улыбкой...

И, наконец, удивительная по своей символической и философской сущности работа - «Все относительно» - скульптурная композиция, где в разноуровневых фигурах узнаются образы Христа, Карла Маркса и «маленького человека», излюбленного героя великой литературы, героя повседневности. Одновременно похожий на Чарли Чаплина, персонажей М.Шагала или Шолом-Алейхема он - не символ, а живая плоть.

Показательно, что именно эта, удивительная по своему замыслу и мастерству исполнения работа была отмечена сакраментальной надписью одного из «посетителей» выставки - жирным карандашом, рядом с названием работы, словно плевок из толпы, - слово «жид».

Скольким же еще поколениям надо смениться, скольким пророкам еще суждено пройти свой крестный путь, чтобы были преодолены расовые и кастовые предрассудки, чтобы изменился, потеплел трагический взгляд еврейской мадонны, отдающей людям свое дитя?

Простое и доброе приветствие - «шолом-алейхем» - «мир вам» - избрал для себя в качестве литературного имени наш выдающийся соотечественник. Его теплый, словно излучающий доброжелательность и любовь к людям живописный портрет кисти Д.Шостака находится в центре выставочной экспозиции.

В светлые, уже весенние дни праздника, который отмечают во всем мире, так хочется надеяться, что он станет праздником согласия народов, объединяющих свои силы для победы Света над тьмой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме