Застать Анну Васильевну Холопцеву в Киеве, в ее творческой мастерской, даже в преддверии ее персональной выставки и приближающегося юбилея абсолютно невозможно. Большую часть своего времени она находится в родном селе Водяныки Черкасской области. Здесь она родилась и провела свою юность, сюда постоянно возвращается, ибо не мыслит себе жизни без своей земли, ее бескрайних полей, тихих задумчивых ставков, густых садов, в которых деревья сгибаются под тяжестью плодов, круч и обрывистых яров, распростершихся за селом. Вся эта красота с детства заполнила ее душу, а позднее - живыми поэтическими образами воплотилась в гобеленах художницы. В единстве с природой, в общении с ней черпает свое вдохновение Анна Васильевна.
Именно в ярах за селом находила она в детстве мягкую податливую глину, из которой постоянно лепила разнообразные игрушки в виде фантастических животных, птиц, рыб. Эта любовь вырастет позднее в увлечение керамической скульптурой. Персонажи поэзии Леси Украинки, Тараса Шевченко («Сова», «Причинна», «Наймичка», «Катерина») оживут под чуткими руками, а росписи белых стен соседских хат перерастут в занятие живописью. Буйное цветение садов на полотнах Холопцевой «Яблунька», «Ой, під калиною» превратится в поэтический, жизнеутверждающий образ красоты природы, ее весеннего обновления.
Однако основополагающим в творческой биографии художницы стало увлечение гобеленом.
В Киевском училище декоративно-прикладного искусства, которое она закончила в 1949 году, основы ковроделия получила у выдающейся народной мастерицы Наталии Вовк. Именно ее кылым еще в 1917 году получил золотую медаль на Петербургской кустарной выставке. Успех прославил ткацкую мастерскую Семиградовой, организованную в селе Скопцах (ныне Веселиновка Переяслав-Хмельницкого р-на). Здесь работали выдающиеся художники Э.Прибыльская, О.Экстер, отсюда прославили на международных выставках украинское искусство Ганна Собачко, Параска Власенко.
Посчастливилось Холопцевой не только с учением у талантливой мастерицы, но и с назначением в Государственный музей украинского изобразительного искусства для реставрации коллекции народных ковров ХVIII-XIX ст., собранных в экспедициях Данилом и Вадимом Щербакивскими. На протяжении долгого и трагического для Украины времени имена этих выдающихся деятелей культуры были запрещены и вычеркнуты из истории. Реставрируя коллекцию старых ковров, тщательно подобранную основателями музея, Анна Васильевна не только постигала секреты ткачества - шло активное формирование ее национального самосознания, то постижение основ народного мировоззрения, которое в будущем станет исходным в ее самостоятельном творчестве в области гобелена.
Какие бы темы и сюжеты ни решала в гобеленах Анна Васильевна Холопцева - ее творчество постоянно живилось соками народного искусства. Древние традиции украинского ковроделия, их интерпретация в соединении с образами, рожденными поэтическим видением мира, всегда были исходным моментом ее творчества. Так родились ковры «Мальвы», «Киевские каштаны», «Три веночка». Яркие впечатления детства от пышно убранной рушниками церкви преобразились в работе «Рушники». Украинскому гобелену всегда был присущ лирико-повествовательный характер, тесная связь с мотивами песенного фольклора. Продолжая эту традицию, Холопцева создает свои произведения - «Степом, степом», «Дружечки», «Ой, зійди, зійди, ясен місяцю».
Все свои работы Анна Васильевна выполняет у себя в мастерской, а чаще - в селе под открытым небом, в саду. Сама прядет нитки, сама их красит, хоть это очень трудоемкая и кропотливая работа. Она создает рисунок будущего гобелена, так называемый «картон», на котором в натуральную величину изображает весь будущий рисунок, все его детали, точно передает цвет. Именно здесь пригодилось и раскрылось живописное дарование художницы.
В Украине традиции ковроделия очень глубоки. На Левобережье был повсеместно распространен ковер (кылым) с растительным орнаментом, в отличие от геометрического западных областей. Разнообразные техники ткачества давали возможность создавать узоры со свободной живописной трактовкой цветочного орнамента, передачей его округлых форм. Именно это создавало впечатление сходства с темпераментными мазками кисти, усиливало живописность всего рисунка. Руки народных мастериц как бы рисуют нитками узор. Известный французский художник Марк Сен-Санс, ознакомившись с достижениями украинских мастериц, был поражен богатством техник народного ковроделия, их подобию техникам гобелена.
Знание техник ковроделия, умелое их применение, самостоятельное выполнение гобелена от подготовки пряжи до эскиза и последующего авторского исполнения наполняют гобелены Холопцевой теплом ее рук, непосредственностью, свежестью восприятия окружающего мира.
Особое место занимают гобелены, в которых художница отразила свое ощущение красоты окружающей ее природы. Ее работы «Зима», «Золотая осень», «Лето», «Цветок урожая», «Астры», «Подсолнухи» - это поэтический рассказ о щедрости и богатстве земли, буянии осенних красок, где реальность и сказочность переплетаются в фантастических цветах, птицах, плодах.
Когда-то Гоголь, любуясь работой украинских ткачих, говорил, что их цветы напоминают птиц, а птицы напоминают цветы. Сказочные цветы-птицы оживают на коврах Холопцевой «Одуды», «Синяя птица».
В Национальном художественном музее Украины, где Анна Васильевна Холопцева проработала 25 лет реставратором, 15 января открыта персональная выставка ее гобеленов. Зрители и почитатели ее творчества смогут в течение двух недель воочию увидеть все произведения художницы, созданные на протяжении последних тридцати лет.