Немногие взрослые художники могут похвастать таким количеством выставок, как этот мальчуган. В свои 12 лет Максим Тихонравов был участником более 30 различных выставок, отмечен призами и дипломами конкурсов в Харькове, Киеве, а также России, Израиле, Дании, Индии (серебряная медаль).
Обычный, казалось бы, мальчишка невысокого роста, стеснительный и любознательный, Максим выделяется среди сверстников одержимостью к рисованию. В шестилетнем возрасте поступил на подготовительное отделение Харьковского лицея искусств. Судя по работам, его уже тогда можно было принимать туда без экзаменов.
В первом классе, когда дети рассаживались за сдвинутые столы, Максим становился на колени перед мольбертом, так ему было удобно, и рисовал по пять часов кряду. Независимо от времени и места, он наносит рисунок на все, что под руку подвернется: перфокарты, салфетки, листки бумаги. Дети этого возраста обычно видят как бы в двух измерениях: ширина и длина. У Максима иначе. Как-то в лицей приехал профессор Академии изящных искусств из Нюрнберга, заинтересовался работами лицеистов. Тихонравов нарисовал лабиринт по мифологическому сюжету в изометрии, как если бы смотрел на с вертолета. Немецкий профессор так и не поверил, что у столь юного создания может быть такое исключительное видение.
Максим не просто копирует, отображает, а передает видимый мир, чувствуя при этом линию, пропорции. Порой одну и ту же тему он выполняет в разной технике. Многие убеждены: Тихонравов — график от рождения. Когда в прошлом году в художественном музее проходила его персональная выставка, на нее приводили студентов четвертого курса художественно-промышленного института, чтобы на работах Максима они видели, что такое композиция и образное восприятие, основанное на технике. На нынешней персональной выставке в КПЦ «Дом Нюрнберга» юный художник представил более 300 рисунков. Сергей Гричанок, заведующий отделением изобразительного искусства Лицея искусств, учитель Тихонравова рассказывает:
— За год что-то кардинально изменилось в его сознании, он качественно как бы перешел на другой уровень, произошел настоящий прорыв. Сегодня в рамках даже одной темы, самой банальной и тривиальной, Максим ищет разные подходы. На этой выставке у него два планшета с рисунками баскетболистов, но если бы я представил все работы на эту тему, было бы пять. Он берет тему, пробует так, иначе, а затем кардинально меняет технику, исполнение, движения, цветовое решение и при этом не повторяется. Вот рисунок улицы. На уроке 16 человек, каждый из них, рисуя, видит что-то свое, но такого рисунка, как у него, нет. У Максима все иначе: мотоцикл, владелец покинул его на секундочку, человека не видно — есть лишь его тень, но он незримо присутствует. Сушится белье, выглядывает чья- то рука. Где-то прорисовано, где-то изображено условно. Момент недосказанности — это высочайшего плана художественный подход. Максим фанат в работе. Помню, как мы готовились к рисунку «Прищепки». Год назад сразу же после выставки мы сделали каркас, перетянули разными проводами, и на них Максим развешивал прищепки: поломанные, нарочито веселые, маленькие, большие, злобные, добрые. Мы создавали эту структуру, были творцами натюрморта, композиции.
При всем том, что Максим Тихонравов любим и в своей семье, и друзьями, что часто приходится слышать лестные слова в свой адрес, у него нет звездной болезни. Относится он к себе и своему творчеству критично. Последнее время его окружению приходится выхватывать рисунки буквально из корзины: если что-то не нравится, Максим просто выбрасывает. У него жесткий критерий отбора. Для него важен поиск, жажда эксперимента, созданное уже не имеет такой ценности.
Нет сомнения, Максиму повезло родиться в период, когда можно рисовать как хочешь, когда в процессе учебы преподаватели дают оставаться самим собой, не подгоняют под какую-то мерку, когда можно в 12 лет устраивать персональные выставки, реализовывать свои задумки в серьезных проектах. И он использует эту возможность. Благодаря его активному участию выполнена «Вертепна скринька» для благотворительных представлений детям-сиротам, настенная роспись в детском отделении больницы №15 г.Харькова, декорации к спектаклю «Кармен». По итогам недавней персональной выставки Муниципальная художественная галерея предложила ему стать дизайнером фестиваля «Мир без темных красок».
Специалисты отмечают, что нынешняя выставка — новый этап творчества художника: оригинальная техника, необычная компоновка, безупречный стиль. Рисунки рассказывают о внешних проявлениях жизни, пропущенных через мировосприятие ребенка. Есть место эмоциям, анализу, а зачастую и юмору.
Максим был и остается ребенком, но его рисунки уже за гранью детского творчества. Очень важно, чтобы в период взросления он не утратил интерес к творчеству, поиску, не остановился на достигнутом. Максим убежден — этого не произойдет.