Мир театра — в "Зеркале сцены"

Поделиться
Мир театра — в "Зеркале сцены"
"Зеркало недели. Украина" предлагает своим читателям, среди которых немало подлинных театралов, еще один виток познания прекрасных качеств искусства Мельпомены - новую театральную премию. Ее название символично и обосновано: "Зеркало сцены". Учредителем и основателем с 2016-го, собственно, и является наше издание.

"Зеркало недели. Украина" предлагает своим читателям, среди которых немало подлинных театралов, еще один виток познания прекрасных качеств искусства Мельпомены - новую театральную премию. Ее название символично и обосновано: "Зеркало сцены". Учредителем и основателем с 2016-го, собственно, и является наше издание.

В этом году - первый шаг. А значит, и первый лауреат "Зеркала сцены", которого нам помогли определить в номинации "Событие года-2016" коллеги -критики и журналисты, отслеживающие культурные процессы в Украине.

В Европе, да и во всем мире существуют традиции театральных премий, непосредственно связанных с серьезными влиятельными изданиями. Например, давно пользуется успехом и весомой репутацией театральная премия газеты Evening Standard (Великобритания). Есть и другие примеры.

Театральная премия "Зеркала недели. Украина" - попытка посмотреть на новые и интересные процессы в отечественном театре. Это также желание выделить новых лидеров, новые тренды. Естественно, подобные попытки невозможны без помощи коллег (поэтому им, экспертам, отдельное спасибо).

Итак, цель премии "Зеркало сцены" - популяризация и утверждение новых имен и сценических трендов, которые определяют лицо отечественного театра третьего тысячелетия.

Принципы премии: открытость, дискуссионность, инновационность, демократичность.

Критерии: резонансность (того или иного сценического события); качественный художественный поиск; общественно-социальная составляющая (если она обоснована идеологией проекта).

По итогам 2015-го театрального года возникло решение "не обнимать необъятное", а в рамках театральной премии нашего издания попытаться вычленить те или иные резонансные театральные события, которые проходят под условным грифом "нерепертуарного театра". То есть нет намерений "конкурировать" с теми или иными премиями театральных союзов, департаментов культуры и т.д.

А поскольку новое время довольно активно предлагает многочисленные проекты именно нерепертуарного театра, то, пожалуй, есть из чего выбрать. Повторюсь, в определяющей номинации - "Событие года-2015".

Чаще всего наши коллеги-эксперты называли в этом направлении следующие проекты.

"Театр переселенца" (режиссер Георгий Жено и драматург Наталья Ворожбит):

проект, всколыхнул сердца, вовлек в структуру документального театра не актеров, а людей, ставших вынужденными внутренними мигрантами (подробнее о проекте в материале "Украина: тотальный театр").

Современный балет Stabat Mater (арт-компания Дениса и Алены Матвиенко, хореограф Эдвард Клюг): эта постановка на сцене Дворца искусств "Украина" снискала восторженную прессу, восхитительные отклики ценителей европейского балета. Создателям удалось средствами современной хореографии раскрыть библейскую историю Христа, его скорбящей Матери.

Арт-проект "Искусство войны", представленный на Gogolfest режиссером Владом Троицким и пианистом Алексеем Ботвиновым. На основе трактата Сунь-Цзы, на основе китайской мудрости возник интересный многоплановый музыкальный перформанс.

Театральный арт-проект "Оскар и Розовая Дама", объединивший театралов и музыкантов из разных городов Украины: Ивано-Франковска, Киева, Харькова. В знаменитую книгу Эрика-Эммануэля Шмитта вроде вдохнули новую жизнь: раскрасили ее детскими снами, наполнили щемящей музыкой "Океана Эльзы".

Безоговорочным лидером опроса наших экспертов - в рамках "Зеркала сцены" - как раз и оказался вышеупомянутый проект. Ему отдали предпочтение практически все журналисты и критики, направлявшие нам названия своих проектов-фаворитов.

Вот что говорит о спектакле журналист, культурный обозреватель телеканала ICTV Марина Петрова:

- Почему я выбрала именно этот спектакль? Потому, во-первых, что здесь необычайно интересная современная режиссура. Ведь существует немало сценических версий, в основе которых известная книга Эрика-Эммануэля Шмитта. Но именно ивано-франковский режиссер Ростислав Держипильский сумел найти компромисс между веселым и трагическим - в своей сценической истории. Спектакль зрелищный и интимный одновременно. Прекрасная работа художника Андрея Ермоленко. А Ирма Витовская снова открыла себя как актриса неисчерпаемых возможностей, а также замечательный культурный менеджер. Сам проект - прецедент, когда искусство выходит за границы непосредственного театра и вторгается в жизнь, пробуждая людей конвертировать свои чувства в хорошие поступки, которые принесут пользу таким же хорошим людям. Полагаю, этот спектакль - замечательный повод присмотреться к интересным театрам в разных городах Украины, которые иногда несправедливо называют "провинциальными". А как раз эти провинциальные и могут дать фору некоторым столичным труппам. На мой взгляд, "Оскар" может дать старт следующей идее: создать в Украине специальные туристические театральные маршруты, чтобы украинцы смогли увидеть вне столицы интересные спектакли, талантливых актеров, т.е. оценить самородки в регионах, о которых мы, к сожалению, мало знаем…

От себя добавлю, что театральный арт-проект "Оскар и Розовая Дама" создавался летом-осенью 2015-го на базе Ивано-Франковского театра им. И.Франко. И, пожалуй, впервые в истории сценических прочтений этого текста Шмитта в Украине на подмостки вышли дети - в роли детей: Оскара, Пегги Блю, других малышей. Сам сюжет, напомню, - душераздирающая история мальчика Оскара, который пишет письма Богу, отсчитывая каждый свой тающий день, как 10 лет.

За полгода этот спектакль уже побывал в разных городах: Одессе, Харькове, Ровно, Львове... Впереди новые маршруты.

Особенность проекта - социальная составляющая. Стремление обратить внимание общества на проблемы паллиативной помощи больным украинским детям. На благотворительные цели "Оскаром" уже собрано около полумиллиона гривен - и все они отданы на нужды больных детей.

Видимо, и этот факт, и художественные достоинства постановки покорили и экспертов "Зеркала сцены", и тысячи зрителей, которые не скрывают слез во время просмотра.

Победитель получает… специальный Диплом лауреата театральной премии "Зеркало сцены". Уникальную символическую статуэтку "Зеркало сцены": авторская работа известного украинского скульптора Валентина Осадчего. И, пожалуй, главная особенность этой премии - денежная составляющая (благодаря нашим партнерам): это не "конверт в руки", а исключительно денежный грант для победителя на новую театральную постановку уже в текущем 2016-м.

И еще одна особенность "Зеркала". Церемония награждения исключает красные дорожки и воздушные шарики. Только европейский демократический формат: спектакль-победитель, приз - в руки. И слова благодарности.

Еще одно важное направление в рамках старта премии "Зеркало сцены" - это номинация "Открытие года". Здесь - совместная инициатива нашей газеты и Киевского академического театра на Подоле. Инициатива, на наш взгляд, творческая, полезная и конструктивная. В чем ее суть? В обновляемом здании этого театра на Андреевском спуске (строительные работы планируют завершить в 2016-м) дать возможность полноценной постановки молодому украинскому режиссеру. (Новый спектакль на новой сцене в историческом центре столицы - это куда посильнее "Оскара" в Лос-Анджелесе). Имя молодого режиссера огласим в ближайшее время. За инициативу отдельное спасибо и Виталию Ефимовичу Малахову (худруку Театра на Подоле), и, соответственно, компании Roshen, взявшей на себя мужество и ответственность - подарить городу новый современный театр.

Слова благодарности - и актеру Львовского академического театра им. Леся Курбаса Андрею Водичеву: ему принадлежит идея названия этой новой театральной премии - "Зеркало сцены".

Отдельное спасибо - коллегам-экспертам, которые смотрят спектакли и находят точные слова для их характеристики. В данном случае откликнулись назвать своих кандидатов на эту премию: Людмила Олтаржевская (критик, журналист, главный редактор журнала "Театрально-концертный Киев"); Ольга Стельмашевская (критик, журналист, пиар-менеджер); Марина Петрова (журналист, культурный обозреватель телеканала ICTV); Татьяна Полищук (журналист, редактор отдела культуры газеты "День"); Светлана Леонтьева (журналист, автор и ведущая телепроекта "Театральные сезоны" на Первом Национальном телеканале); Валентина Клименко (журналист, автор "Украинской правды", "Молодой Украины", журнала Vogue). Надеемся на сотрудничество и сотворчество с ними - и в подведении итогов 2016-го театрального года.

(В ближайших номерах: репортаж о награждении "Зеркалом сцены" - украинского "Оскара").

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме