Минетти и парадокс об актере

9 ноября, 17:10 Распечатать Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября

В Центре Леся Курбаса с недавних пор идет спектакль "Эффект Minetti" по мотивам пьесы Томаса Бернхарда. 

Главный актер и режиссер — Олег Драч. Режиссер и продюсер — Мирослав Гринишин. Короткометражный спектакль — скорее "интродукция", после которой, возможно, появится и объемное полифоничное сценическое высказывание. 

Не надо обманываться, будто о пьесе Бернхарда "Минетти" все мы помнили всегда. Текст появился еще в середине 70-х ХХ века и долгое время "не тужил" на полках. И многие (из моих знакомых, в частности) и заговорили об этой пьесе после того, как Римас Туминас несколько лет назад поставил "Минетти" в Прибалтике, затем последовала его версия на сцене Вахтанговского. 

Тут же, стряхнув пыль с фолианта, некоторые восхитились многослойностью текста, его кровным художественным родством с поэтикой Беккета и иных абсурдитов. 

И правда, вот такие слегка подзабытые пьесы про актеров и для актеров замечательны хотя бы тем, что сами тексты — как импортные костюмы для того или иного лицедея. Вот висит себе такой костюмчик в шкафу лет эдак сорок, а потом наступает его звездный час (открываются створки, навстречу летит прожорливая моль), а наряд — как новенький. Сделай, господин режиссер, кое-какие вытачки, выведи жирные пятна, подутюжь слегка — и на сцену. 

В том, что произведение Томаса Бернхарда (1931–1989) действительно сродни костюму на заказ для важного клиента — у историков театра нет сомнений. Увидев знаменитого актера Бернхарда Минетти в 1974-м в комедии "Сила привычки" (в роли директора цирка), драматург Бернхард решил немедленно брать в оборот сукно, нитки, ножницы — и готовить бенефисный наряд для премьера. Для большого актера, который радостно прожил на этом свете 93 года. И ровно 20 лет назад, вот такой же солнечной осенью, ушел в мир иной. 

минетти 2
kino.de
Актер Бернхард Минетти

Пишут, что в молодости Минетти был важным знаком экспрессионистского театра, а в зрелости его репертуарная палитра была богатой, разноплановой: классика, современность. И, кажется, никаких страданий о несыгранном. Хотя каждый выдающийся актер по такому поводу готов страдать до утра и "литрами" проливать слезы о том, что не сбылось. 

Такова природа актерства. 

Тем временем, реальный Минетти в свое время был дружен с Лени Рифеншталь. В отличие от Дитрих и иных немецких светочей, он не уехал из Германии в период гитлеровского "царствия земного". Тем не менее, Минетти не был и идеологическим рупором фашистской эпохи. Скорее всего, хитрый Минетти воспринимал реальные декорации коричневого времени как специальную сценографию очередного исторического спектакля. И играл. 

В таких актерах, как Минетти (по происхождению он итальянец, тем не менее, стал одним из символов театра немецкого), в их биографиях и творческих судьбах всегда-всегда обнажается — парадокс. 

Парадокс времени и парадокс лицедейства. 

И чем больше читаешь о нем (после киевского "Эффекта Minetti"), тем больше и понимаешь, как же идеально он был растворен практически в каждой из своих сценических исторических фаз. Когда его называют "прототипом нового актера" (на заре артистической юности), когда в его мимике считывают живописную пластику Пикассо, когда он сам — как актер — становится персонажем художественным. Балансируя между запретным и желанным, неприличным и притягательным, он превращается в игрока, чьи ставки далеки от проигрыша, ибо сам смысл его существования — игра в игре, и еще раз — в какой-то таинственной и темной игре. Со временем – фашистским или мирным. С самим собой – позером или страдальцем. 

Возможно, метафизические свойства изменчивой маски Минетти в свое время и заворожили известного драматурга, чья фамилия, по иронии судьбы, оказалась  омонимична имени лицедея. 

В пьесе о Минетти (как бы о реальном Минетти) как раз и нет — как такового — яркого событийного ряда, нет и ожидаемой фабульной вязи, когда предполагается бенефисная история для хорошего актера со всеми последующими откровениями и воздеванием рук. 

По существу, здесь — монодрама. Нечто рваное и путаное, рефлексивное и  иногда заумное. Философское, парадоксальное. Отсылающее зрителя не к буржуазным удовольствиям, а к внутреннему актерскому аттракциону-стриптизу, где за мгновенным душевным обнажением сразу же — обман, призрак мистификация. 

У Бернхарда "парадокс об актере" помещен в пасть театра абсурда с его призрачными креппами, владимирами, эстрагонами и вечно опаздывающим Годо. 

А каким еще может быть Театр на Земле, если лицедей и ведет свой диалог (или монолог) только с ним (с Театром) или сам с собой. Все остальные — только  предполагаются. Потому что он слышит – только себя. 

Холл небольшого отеля в городе Остенд, где и появляется в пьесе и в спектакле Минетти, согласно автору, занесен снегами, как в детективах А. Кристи или Р. Тома. Выхода пока нет, зато есть время для исповеди и "следствия", когда следователь, жертва и убийца — одно лицо. Лицо театра. 

Так о чем разговор? Разговор об актерстве, конечно же. О зыбкости его существования в мире сценическом, о мечтах сыграть Лира, о размытости границ иллюзии и реальности. И еще о том, что самый честный монолог любого актера — всего лишь (и всегда) — обман. 

На сцене Центра Курбаса пространство "Minetti" — это герметичная жизнь, в которой есть только две двери: "вход" и "выход". Черный задник открыт, стена обнажена. И две двери. 

"Вход" на сцену, значит, в вечность, в зрительскую память, в свое собственное актерское самомнение. И "выход" — тут уж кому куда: то ли на пьедестал, то ли в безвестность. 

За сорок минут сценического времени сценическое пространство не обживется реквизитом. За исключением чемодана, предполагаемого автором. По идее, в том чемодане — маска Лира, объект артистических мучений и даже "домогательств" Минетти, который мечтает сыграть шекспировского короля. 

А маска непростая, она якобы принадлежит знаменитому художнику Энсору, с которым у Минетти свои высокие отношения. 

минетти_2
Сцена из спектакля «Эффект Minetti»

Естественно, чемодан не раскроют, так и не разоблачат его содержимое. Была ли там маска? И был ли там Лир? Скорее всего, там — пустота. Внутри которой любой актер, большой или маленький, творит-малюет сценические иероглифы своих болезненных фантазий. 

Странным образом этот странный спектакль с довольно странным 40-минутным "хронометражем" (после четырехчасового "Идиота" в Театре Франко "короткий метр" меня уже шокирует) как раз и поэтизирует некую Пустоту. Не мнимость, не нулевую роль большого артиста, а ту Пустоту, которую он хочет заполнить самим собой и своими творческими и личностными поползновениями. 

Главный актер (Олег Драч), как пассажир без багажа, кажется, напрочь забыл все свои прежние тексты и роли. И лишь осколками непрочной памяти этот  Минетти впивается в пустоту прошлого и в пустоту будущего, никак не обнажая и никак не визуализируя интеллектуальное богатство подтекстов драматурга Бернхарда. 

Режиссер и актер "цепляются" за текст — как за данность. Как за сыворотку от забвения. Минетти, каким его видит и представляет Олег Драч, это человек заблудившийся, от поезда отставший, куда-то опоздавший, вовремя что-то не сыгравший. Однако не признающий своих собственных ошибок и поражений, которые и в такой вот трактовке заочно предполагаются. 

Этот Минетти — артистичным силуэтом напоминающий "вдруг" подросшего Чарли Чаплина — актер-резонер. И еще актер-обличитель. Не рискующий освободиться от мнимости (или подлинности?) своих велеречивых театральных сентенций. Поскольку, отринув все это, вдруг снова откроется — пустота. 

Он так и существует на сцене (на своей двойной сцене) — с оглядкой на разоблачение, с боязнью окончательного саморазрушения. Думая о Лире, он понимает, что вряд ли его уже сыграет: ведь в новом цирке не нужны старые Шекспиры, а в актуальном театре не важны былые кумиры, которым когда-то, возможно, он и был. 

Шлягерная, иногда воспринимаемая за банальность, музыка Бизе из "Кармен", а еще роковая красавица в красном — этими образами-мотивами режиссер (должно быть?) намекает на былую чувственность и мужскую страстность этого уже уставшего резонера-арлекина Минетти. Его музыка в прошлом, его женщина в видениях. А на арене теперешнего герметичного цирка — два "коверных", существующих вроде в параллельной реальности. Они — театральные маски, неунывающие фрики, двое из ларца. Бездельники, которые постоянно путаются под ногами у артиста. 

Режиссер отделяет текст от сценической "повседневности" и актерской автобиографичности (в связи с исполнителем), а движется в сторону заявки на театральную притчу – о странном клоуне, заблудившемся посреди двух дверей. Маленький спектакль, обрезающий предполагаемые возможности для изысканных и многослойных трактовок пьесы, более всего и напоминает интродукцию. Или репетицию. После которой, когда-нибудь, возможно, и последует "полноформатный" спектакль — с тем же текстом, но с иным объемом сценической информации.

минетти_1
Актер Олег Драч

На этом поле есть во что поиграть. Когда Минетти (Олег Драч) делает явно логическое ударение на слове "перетворення", то под этим, конечно, предполагается — курбасовское "перетворення". 

Вспоминаешь ранний курбасовский период этого актера во Львове, у В.Кучинского. Накладываешь некоторые ассоциации и на его нынешний период опять-таки в курбасовском Центре (в столице). 

Курбасовские ассоциации, как обрамление его личной актерской судьбы, в которой есть немало высоких побед, но есть и мысли о нереализованности дарования и порою страстные попытки что-то все-таки реализовать. 

За тридцать минут (из сорока сценических) артист вовсе не "выныривает" из а-ля чаплинской маски Минетти, даже намеком он не хочет обозначить "камео", то есть отражение своей собственной артистической жизни. Его герой — не он, а иной. Взвинченный, гипертеатральный, напряженный и взрывоопасный. Иногда Актер Актерыч, иногда — философ-абсурдист. И все равно — артист. 

Обосновавшись буквально впритык — лицом к лицу — со зрителем, этот Минетти все еще надеется на его взаимность. На то, что иная дверь (там, где "вход"), когда-нибудь снова – откроется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно