Минетти и парадокс об актере

09 ноября, 2018, 17:10 Распечатать Выпуск № 42-43, 10 ноября-16 ноября 2018г.
Отправить
Отправить

В Центре Леся Курбаса с недавних пор идет спектакль "Эффект Minetti" по мотивам пьесы Томаса Бернхарда.

Минетти и парадокс об актере

Главный актер и режиссер - Олег Драч. Режиссер и продюсер - Мирослав Гринишин. Короткометражный спектакль - скорее "интродукция", после которой, возможно, появится и объемное полифоничное сценическое высказывание.

Не надо обманываться, будто о пьесе Бернхарда "Минетти" все мы помнили всегда. Текст появился еще в середине 70-х ХХ века и долгое время "не тужил" на полках. И многие (из моих знакомых, в частности) и заговорили об этой пьесе после того, как Римас Туминас несколько лет назад поставил "Минетти" в Прибалтике, затем последовала его версия на сцене Вахтанговского.

Тут же, стряхнув пыль с фолианта, некоторые восхитились многослойностью текста, его кровным художественным родством с поэтикой Беккета и иных абсурдитов.

И правда, вот такие слегка подзабытые пьесы про актеров и для актеров замечательны хотя бы тем, что сами тексты - как импортные костюмы для того или иного лицедея. Вот висит себе такой костюмчик в шкафу лет эдак сорок, а потом наступает его звездный час (открываются створки, навстречу летит прожорливая моль), а наряд - как новенький. Сделай, господин режиссер, кое-какие вытачки, выведи жирные пятна, подутюжь слегка - и на сцену.

В том, что произведение Томаса Бернхарда (1931–1989) действительно сродни костюму на заказ для важного клиента - у историков театра нет сомнений. Увидев знаменитого актера Бернхарда Минетти в 1974-м в комедии "Сила привычки" (в роли директора цирка), драматург Бернхард решил немедленно брать в оборот сукно, нитки, ножницы - и готовить бенефисный наряд для премьера. Для большого актера, который радостно прожил на этом свете 93 года. И ровно 20 лет назад, вот такой же солнечной осенью, ушел в мир иной.

Актер Бернхард Минетти
Актер Бернхард Минетти
kino.de

Пишут, что в молодости Минетти был важным знаком экспрессионистского театра, а в зрелости его репертуарная палитра была богатой, разноплановой: классика, современность. И, кажется, никаких страданий о несыгранном. Хотя каждый выдающийся актер по такому поводу готов страдать до утра и "литрами" проливать слезы о том, что не сбылось.

Такова природа актерства.

Тем временем, реальный Минетти в свое время был дружен с Лени Рифеншталь. В отличие от Дитрих и иных немецких светочей, он не уехал из Германии в период гитлеровского "царствия земного". Тем не менее, Минетти не был и идеологическим рупором фашистской эпохи. Скорее всего, хитрый Минетти воспринимал реальные декорации коричневого времени как специальную сценографию очередного исторического спектакля. И играл.

В таких актерах, как Минетти (по происхождению он итальянец, тем не менее, стал одним из символов театра немецкого), в их биографиях и творческих судьбах всегда-всегда обнажается - парадокс.

Парадокс времени и парадокс лицедейства.

И чем больше читаешь о нем (после киевского "Эффекта Minetti"), тем больше и понимаешь, как же идеально он был растворен практически в каждой из своих сценических исторических фаз. Когда его называют "прототипом нового актера" (на заре артистической юности), когда в его мимике считывают живописную пластику Пикассо, когда он сам - как актер - становится персонажем художественным. Балансируя между запретным и желанным, неприличным и притягательным, он превращается в игрока, чьи ставки далеки от проигрыша, ибо сам смысл его существования - игра в игре, и еще раз - в какой-то таинственной и темной игре. Со временем – фашистским или мирным. С самим собой – позером или страдальцем.

Возможно, метафизические свойства изменчивой маски Минетти в свое время и заворожили известного драматурга, чья фамилия, по иронии судьбы, оказалась омонимична имени лицедея.

В пьесе о Минетти (как бы о реальном Минетти) как раз и нет - как такового - яркого событийного ряда, нет и ожидаемой фабульной вязи, когда предполагается бенефисная история для хорошего актера со всеми последующими откровениями и воздеванием рук.

По существу, здесь - монодрама. Нечто рваное и путаное, рефлексивное и иногда заумное. Философское, парадоксальное. Отсылающее зрителя не к буржуазным удовольствиям, а к внутреннему актерскому аттракциону-стриптизу, где за мгновенным душевным обнажением сразу же - обман, призрак мистификация.

У Бернхарда "парадокс об актере" помещен в пасть театра абсурда с его призрачными креппами, владимирами, эстрагонами и вечно опаздывающим Годо.

А каким еще может быть Театр на Земле, если лицедей и ведет свой диалог (или монолог) только с ним (с Театром) или сам с собой. Все остальные - только предполагаются. Потому что он слышит – только себя.

Холл небольшого отеля в городе Остенд, где и появляется в пьесе и в спектакле Минетти, согласно автору, занесен снегами, как в детективах А. Кристи или Р. Тома. Выхода пока нет, зато есть время для исповеди и "следствия", когда следователь, жертва и убийца - одно лицо. Лицо театра.

Так о чем разговор? Разговор об актерстве, конечно же. О зыбкости его существования в мире сценическом, о мечтах сыграть Лира, о размытости границ иллюзии и реальности. И еще о том, что самый честный монолог любого актера - всего лишь (и всегда) - обман.

На сцене Центра Курбаса пространство "Minetti" - это герметичная жизнь, в которой есть только две двери: "вход" и "выход". Черный задник открыт, стена обнажена. И две двери.

"Вход" на сцену, значит, в вечность, в зрительскую память, в свое собственное актерское самомнение. И "выход" - тут уж кому куда: то ли на пьедестал, то ли в безвестность.

За сорок минут сценического времени сценическое пространство не обживется реквизитом. За исключением чемодана, предполагаемого автором. По идее, в том чемодане - маска Лира, объект артистических мучений и даже "домогательств" Минетти, который мечтает сыграть шекспировского короля.

А маска непростая, она якобы принадлежит знаменитому художнику Энсору, с которым у Минетти свои высокие отношения.

Сцена из спектакля «Эффект Minetti»
Сцена из спектакля «Эффект Minetti»

Естественно, чемодан не раскроют, так и не разоблачат его содержимое. Была ли там маска? И был ли там Лир? Скорее всего, там - пустота. Внутри которой любой актер, большой или маленький, творит-малюет сценические иероглифы своих болезненных фантазий.

Странным образом этот странный спектакль с довольно странным 40-минутным "хронометражем" (после четырехчасового "Идиота" в Театре Франко "короткий метр" меня уже шокирует) как раз и поэтизирует некую Пустоту. Не мнимость, не нулевую роль большого артиста, а ту Пустоту, которую он хочет заполнить самим собой и своими творческими и личностными поползновениями.

Главный актер (Олег Драч), как пассажир без багажа, кажется, напрочь забыл все свои прежние тексты и роли. И лишь осколками непрочной памяти этот Минетти впивается в пустоту прошлого и в пустоту будущего, никак не обнажая и никак не визуализируя интеллектуальное богатство подтекстов драматурга Бернхарда.

Режиссер и актер "цепляются" за текст - как за данность. Как за сыворотку от забвения. Минетти, каким его видит и представляет Олег Драч, это человек заблудившийся, от поезда отставший, куда-то опоздавший, вовремя что-то не сыгравший. Однако не признающий своих собственных ошибок и поражений, которые и в такой вот трактовке заочно предполагаются.

Этот Минетти - артистичным силуэтом напоминающий "вдруг" подросшего Чарли Чаплина - актер-резонер. И еще актер-обличитель. Не рискующий освободиться от мнимости (или подлинности?) своих велеречивых театральных сентенций. Поскольку, отринув все это, вдруг снова откроется - пустота.

Он так и существует на сцене (на своей двойной сцене) - с оглядкой на разоблачение, с боязнью окончательного саморазрушения. Думая о Лире, он понимает, что вряд ли его уже сыграет: ведь в новом цирке не нужны старые Шекспиры, а в актуальном театре не важны былые кумиры, которым когда-то, возможно, он и был.

Шлягерная, иногда воспринимаемая за банальность, музыка Бизе из "Кармен", а еще роковая красавица в красном - этими образами-мотивами режиссер (должно быть?) намекает на былую чувственность и мужскую страстность этого уже уставшего резонера-арлекина Минетти. Его музыка в прошлом, его женщина в видениях. А на арене теперешнего герметичного цирка - два "коверных", существующих вроде в параллельной реальности. Они - театральные маски, неунывающие фрики, двое из ларца. Бездельники, которые постоянно путаются под ногами у артиста.

Режиссер отделяет текст от сценической "повседневности" и актерской автобиографичности (в связи с исполнителем), а движется в сторону заявки на театральную притчу – о странном клоуне, заблудившемся посреди двух дверей. Маленький спектакль, обрезающий предполагаемые возможности для изысканных и многослойных трактовок пьесы, более всего и напоминает интродукцию. Или репетицию. После которой, когда-нибудь, возможно, и последует "полноформатный" спектакль - с тем же текстом, но с иным объемом сценической информации.

Актер Олег Драч
Актер Олег Драч

На этом поле есть во что поиграть. Когда Минетти (Олег Драч) делает явно логическое ударение на слове "перетворення", то под этим, конечно, предполагается - курбасовское "перетворення".

Вспоминаешь ранний курбасовский период этого актера во Львове, у В.Кучинского. Накладываешь некоторые ассоциации и на его нынешний период опять-таки в курбасовском Центре (в столице).

Курбасовские ассоциации, как обрамление его личной актерской судьбы, в которой есть немало высоких побед, но есть и мысли о нереализованности дарования и порою страстные попытки что-то все-таки реализовать.

За тридцать минут (из сорока сценических) артист вовсе не "выныривает" из а-ля чаплинской маски Минетти, даже намеком он не хочет обозначить "камео", то есть отражение своей собственной артистической жизни. Его герой - не он, а иной. Взвинченный, гипертеатральный, напряженный и взрывоопасный. Иногда Актер Актерыч, иногда - философ-абсурдист. И все равно - артист.

Обосновавшись буквально впритык - лицом к лицу - со зрителем, этот Минетти все еще надеется на его взаимность. На то, что иная дверь (там, где "вход"), когда-нибудь снова – откроется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК