Виртуозность, высокая исполнительская техника представителей китайского мира уже никого не удивляет. Сейчас немало музыкантов в Европе, принадлежащих к этой расе и поражающих своим мастерством в исполнении европейской академической музыки. У вундеркинда Ванессы-Мэй был шанс пополнить ряды лучших среди них. Но она избрала иной - в чем-то не новый, в чем-то совершенно оригинальный путь. Обработками популярных классических мелодий сейчас никого не удивишь. Между известным попурри оркестра Поля Мориа и ди-джеевской практикой использования в композициях фрагментов классических произведений - не так много времени и колоссальное переосмысление традиции. Казалось бы, все возможности симбиоза столь разных музыкальных направлений исчерпаны. Тем не менее Ванессе-Мэй удалось найти здесь собственную нишу. Характерно то, что хотя она и работает в жанре поп-музыки и собственно классики ничуть не меньше, чем в жанре классика/техно, ее популярность зиждется именно на последнем. Но если обычно в ди-джеевской практике техно «приправляется» классикой, у Ванессы-Мэй в качестве «приправы» выступает техно.
Критики либо в восторге, либо в ужасе. Одни говорят о «популяризации» и «насаждении» классического искусства, другие о «профанировании». Аргументы первых: у академической музыки теперь огромная аудитория, аргументы вторых: то, что делает Ванесса-Мэй, нельзя считать академической музыкой в строгом смысле. Действительно, мелодии, которые Ванесса избирает для своих композиций, популярны в немузыкальной среде и без ее «вмешательства». И мелодии эти не существуют как нечто самодостаточное, как того требуют правила академического исполнительства, - они только материал, сырье для собственно авторских композиций Ванессы, не отделимых от ее персоны. Это типичная поп-черта. Трудно представить себе эти композиции в каком-либо другом исполнении, точно так же как любая песня любой поп-дивы в других устах звучать не может. Тем не менее в отличие от поп-див, представляющих примитивный текст с примитивной мелодией и чаще всего под фонограмму, выступление Ванессы-Мэй всегда сохраняет дух жанра, который по определению «живее всех живых» - импровизации.
Итак, идея совмещения классики и техно - не нова. Но есть нечто, в чем новаторская заслуга Ванессы-Мэй несомненна, - электроскрипка впервые получила такую аудиторию и такого виртуозного исполнителя.
Ванесса-Мэй - это сгусток нашего времени. Она имеет все для того, чтобы стать женщиной-мифом, отражающим «чаянья мира». Она энергична, можно сказать, экстремальна, она представляет самые современные исполнительские техники и технологии, и в то же время она связана с глубокой академической традицией. Кроме того, традицией европейской, хотя сама она генетически представляет совсем другую культуру - во многом противостоящую европейской. Она виртуоз и демонстрирует столь редкий на поп-сцене профессионализм. Она собирает огромные залы. Она сделала головокружительную карьеру: в возрасте 10 лет гастролировала с лондонским филармоническим оркестром, в 11 лет записала дебютный альбом «Скрипка», в 13 лет исполняла концерты Бетховена и Чайковского. Она выступает на церемониях самого высокого уровня: конференции глав государств «большой семерки», церемонии, посвященной присоединению Гонконга к Китаю, открытии саммита мировых лидеров, на церемониях в честь знаменательных событий в Букингемском дворце. Она обладательница премии Брит, как лучшая сольная исполнительница, мировой музыкальной награды «Наиболее продаваемый классический артист в мире», награды «Серебряный ключ» за исключительные достижения в поп-музыке. Наконец, она просто богатая и красивая женщина. Разве этого мало, чтобы стать не просто культовой фигурой современной музыки, но чтобы стать мифом?
И все же не стоит говорить касательно Ванессы-Мэй о «глубине и зрелости Моцарта», как это делают иные критики - это «выбивается из образа». Они настолько же отличаются друг от друга, как конец ХХ века от конца ХVIII. В данном случае аналогия не только «хромает», но и просто мешает восприятию того, что делает Ванесса-Мэй. Ее аудитория нуждается в энергии гораздо больше, чем в глубине. Наверное, это веянье времени. Может, даже будущего.
Ее называют феноменальной, талантливой, виртуозной? Ее признают одной из самых красивых женщин мира? Что ж, поживем - увидим. Концерт Ванессы-Мэй состоится 6 декабря во дворце «Украина».