Недавно прошел очередной фестиваль молодежного, альтернативного, параллельного, неправильного кино «Відкрита ніч — дубль 7». Состоялся, как видно из названия, в седьмой раз. Это может стать поводом для разговора не только о роли этого действа в украинском кинопроцессе, но и о судьбе нашего молодого кино.
На протяжении всего своего существования фестиваль, вдохновленный и возглавляемый трагическим оптимистом Михаилом Ильенко, был объектом критики: дескать, фестиваль существует, но пользы от него никакой, молодые ничего заслуживающего внимания не снимают — поэтому и конкурсный уровень низкий, даже стыдно. Но семь лет «Відкритої ночі» доказали: не нужно считать этот фестиваль прихотью денежных эстетов. Может так случиться, что именно отсюда, с площадки «Панорама» над Андреевским спуском придет ожидаемое молодое возрождение. Сегодня фестиваль занял свое, хотя и своеобразное, место в кинематографическом пространстве страны. Кроме «Молодості» и внутриинститутских показов КГИТИ и КНУКиИ в Доме кино, это едва ли не единственное в Киеве событие, где можно показать публике студенческое, экспериментальное или любительское кино. А каждый здоровый кинематограф, как известно, не ограничивается самым необходимым, а может позволить себе разнообразие идей и событий.
Одним из наиболее досадных признаков киевской кинематографической молодежи является своевольная богемность, бездумное самолюбование «творческого» существа, попавшего в соответствующую среду и на том успокоившегося. «Відкрита ніч» смогла стать наиболее «атмосферным» фестивалем современного кино. Творческая и тусовочная части существуют тут на равных — это заложено в концепцию события. На фестивальных просмотрах ощущение такое, что где-то вокруг тебя рождается настоящее художественное движение. И в том, что это, к счастью, не отдает удушливо богемной атмосферой Дома кино или кинофакультета, — прямо-таки героическая заслуга организаторов. В современном кинематографическом Киеве пока никому не удавалось гармонично соединить творчество и тусовку.
В этом году заметно повысился не только общий уровень конкурса, но и уровень организации фестиваля в целом. В жюри вошли Лина Костенко, Юрий Андрухович, Богдан Жолдак, Олесь Санин и Анна Безулик. Ни одно имя не нуждается в представлении, несмотря на то что не все члены жюри профессионально связаны с кинематографом, главное — ощущать молодежный дух. Призовой фонд фестиваля возрос до 15 тысяч гривен.
Основным стратегическим нововведением Михаила Ильенко в этом году стала «украинизация» конкурсной программы. В нее попали только украиноязычные ленты, остальные отправлены на внеконкурсный показ. Решение, вообще-то говоря, спорное. С одной стороны, нужно всеми средствами поддерживать первое со времен Довженко украинофонное поколение кинематографистов. Но наш современный кинопроцесс настолько слабый, что не может позволить себе расслоение по любым признакам, в том числе и языковым. В пресс-релизе русскоязычные работы названы «фильмами на экспорт», ориентированными на иностранные рынки. С трудом верится, что студенческие и любительские работы, из которых преимущественно состоит фестивальная программа, вообще ориентированы хоть на какой-то рынок. Значит, критерием отбора фильмов стала не художественная ценность фильмов, а их язык. Хотя есть в этом и определенный позитив — теперь наверняка возрастет количество студенческих фильмов на украинском языке. Но почему Михаил Ильенко — декан факультета кино и телевидения КГИТИ — не может просто украинизировать учебный процесс в своем учебном заведении?
В конце концов фестивальный конкурс не очень пострадал от такого нововведения, ведь подавляющее большинство работ снято вообще без слов, одними лишь визуальными средствами. Особенно это касается работ все того же КГИТИ — очевидно, поэтические кинотрадиции там втолковывают хорошо. И это идет на пользу, ведь говорить с экрана нашим студентам всегда удается хуже всего. Довольно интересно визуальные средства кино применены в «немых» фильмах «Стіни і двері» (реж. Роман Бондарчук, приз за лучший студенческий игровой кинофильм), «Натхнення» (реж. Сергей Крутин, приз за лучший студенческий игровой видеофильм), «Всього найкращого» (реж. Юрий Козырь), «Атлантида» (реж. Николай Воротинцев). Все эти фильмы — продукция КГИТИ.
Закономерно, что большинство показанных на «Відкритій ночі» лент сделаны в двух крупнейших киношколах Киева: театральном институте и университете культуры. Хороший повод сравнить два пути подготовки кинематографистов — а точнее, пути спасения во время катастрофы. Оба вуза работают по системе «спасение молодых кинематографистов — дело рук утопающих». Но результат получается разный. Институт кино и телевидения КНУКиИ вроде бы имеет несравнимо более высокую техническую базу, уровень преподавателей не стоит и сравнивать с аналогичным показателем кинофакультета КГИТИ. Но все это сводит на нет эстетическая концепция университета, являющаяся точным отражением украинской культурной ситуации нашей эпохи. Несмотря на ее стабильный технический уровень, смотреть продукцию студентов
КНУКиИ может разве что человек с очень крепкой эстетической закалкой. Возможно, тамошние студенты лучше, чем студенты КГИТИ, подготовлены к работе на современном телевидении, где, как известно, доминирует именно «поплавщина». Но при чем здесь кино? Ни один из представленных фильмов «кулька» не снят на кинопленку. И это не единственная причина, почему слово «кино» следовало бы вообще убрать из названия соответствующего института, — по крайней мере, претензий к этому учреждению было бы меньше. Большинство курсовых и дипломных работ, показанных в конкурсе, — банальные телепередачи, приперченные агрессивным невежеством и грязными выбросами поп-культуры. Телеопус «Хранитель фіолетового полум’я» фестивальная тусовка вообще восприняла як неудачную шутку — а там на полном серьезе рассказывается история духовного подъема киевского сантехника, превратившегося в носителя восточной мудрости. Но «Відкрита ніч» искренне проявляет свой естественный демократизм. Ведь даже в болоте КНУКиИ бывают исключения — а именно «Вчитель співів» Дениса Роднянского (приз за лучший студенческий неигровой видеофильм). Простенький видеопортрет, который держится на личном шарме главного героя — ярого орнитофила, «коллекционирующего» пение птиц.
В театральном институте ситуация противоположная: есть мозги, нет денег. Студенты факультета кино и телевидения работают на архаической технике — но все же иногда снимают кино, заслуживающее фестивального внимания. Конечно, об их профессионализме можно спорить, но что-то похожее на кинообразование тлеет именно тут. Можно даже говорить об определенной общей эстетике студенческих фильмов последних лет. Все они вынужденно сняты в модной сегодня стилистике low-fi — пленка «Свема» обязывает. С переездом кинофакультета на территорию студии «Укркинохроника» большинство натурных съемок студенты проводят прямо на ее территории. Во-первых, не нужно далеко лазить с техникой, разваливающейся на ходу. Во-вторых, апокалиптические пейзажи одной из крупнейших украинских студий, сейчас заброшенной, — очень благодарная натура для хмурых студенческих фильмов. В конце концов, жюри оценило подвиги воспитанников театрального: они получили 10 из 13 студенческих наград «Відкритої ночі».
Конечно, критическому обзору подвергнута только одна — творческая — половина «Відкритої ночі». На равных с ней тут существует тусовка — но не как печальная судьба тех, кого интересует не кино, а богемная компания. Тусовка здесь питает творчество, а творчество может стать и поводом потусоваться. Видимо, под звездным небом по-другому и быть не может. Возможно, один раз встретить рассвет над Подолом — полезнее для будущего кинематографиста, чем пересмотреть сотни фильмов...