Недавняя музыкальная акция «Непопса» навеяла мысли об украинском фолк-роке... Явление это довольно живучее в нашей музыкальной среде. Напомню, что тяжелый металл ворвался в музыкальный мир в 80-х и стал одним из самых популярных направлений. Пусть этого, может, и не заметили те, кто не интересуется им, но факт остается фактом. В Украине пионером хэви-метал стала группа «Сад». В 1987 году появился их первый альбом «Доле, де ти», и самое интересное то, что песни были на слова Тараса Шевченко. Фолк-метал-группа «Вий» заявила о себе в 1985-м. Рок с добавкой фолка играл в 80-х «Плач Еремии». Были и другие. Но эти заслуживают особого внимания. Ведь они пели об Украине на ее языке и первыми соединили электрогитару с народными мотивами.
В 1991 году вышел первый украиноязычный альбом таких ветеранов украинской рок-сцены, как «Кому вниз». О них не нужно рассказывать много. Разве что можно отметить, что первый и последний русскоязычный альбом группа издала в 1989 году под названием «Падая вверх». Это было нечто похожее по стилю на российский «Наутилус». Но 1991 год — это год уже независимой Украины. Многие музыканты начали переходить на родной язык, потому что уже было можно. А главное — становилось модным. Ведь украинский был и по-прежнему остается не языком крестьян и необразованных, а языком творческой интеллигенции.
Тогда же, в 1991-м, появился первый альбом легендарных «ВВ». Иначе как просто рок с вкраплениями фолка их стиль охарактеризовать трудно. Да и потребности в этом нет, как и нет ни одного украинца, который бы не знал и не слышал «ВВ».
Все эти группы можно услышать и увидеть сегодня. Они записывают новые песни, издают альбомы. Правда, не видно только одной — группы «Сад».
Из вышесказанного уже можно сделать любопытный вывод: наше народное творчество проникает повсюду, во все художественные направления. Это у нас в крови. Ведь даже самые первые украинские рок-группы умело сочетали неистребимое этническое с модным, а потому временным, металлическим звучанием.
«Мандри Гайдамаків Гуляйгородом»
Сегодня фолк-рок — популярная и распространенная музыка. У нас уже есть новые талантливые группы. Буквально ворвался в музыкальное пространство «Оркестр Янки Козырь» с их дикими костюмами, неистово-взрывной музыкой и просто невероятным голосищем самой Янки, их вокалистки.
Группа «Мандри» — это, может, и не рок. А может, и рок. Легкий такой, душевный. Ребята если смеются в песнях, то искренне и весело, а если плачут, то так, что плакать хочет вся аудитория. У них нет сложных пассажей и бешеных соло, зато есть главное, что должна заключать в себе рок-музыка, — ощущение свободы и надежды, романтики.
Сложно определить, что играет группа «Пропала грамота». Ребята имеют собственный неповторимый лиро-эпический стиль. Их музыка звучит довольно тяжело, мелодии очень энергичные. Под сценой всегда толчется и скачет патлатая и не очень молодежь. А потому это точно рок, настоящий рок, ведь так едет крыша только от настоящего рока, и только от настоящего рока хочется патлами подметать пол и пытаться подскочить до самого потолка. А если его нет, то до неба.
Группа «Воанергес» пошла дальше своих предшественников. Ребята не просто добавляют фолк в свои песни, но стараются восстановить атмосферу праславянской эпохи, кобзарско-лирницкое и театрально-вертепное искусство. По-моему, звучит серьезно и заслуживает внимания.
Легенда украинского фолк-метал — группа «Гайдамаки». Это музыка современных бесшабашных казаков-характерников. Там есть и таинственные перезвоны-ритмы Карпат, и тоска девушки, и преданность казака или просто мужчины своему долгу, просто веселость неудержимая и бешеная, виртуозная сильная гитара. Возле сцены всегда настоящая базарная толчея — у этой группы уже масса фанов. К тому же «Гайдамаки» ныне становятся популярны за рубежом.
Даже совсем не фолк-группа «Тартак» соединила рок-музыку с аутентичным пением в альбоме «Гуляйгород».
Грустно, аж весело
Все вышеназванные группы исполняют музыку взрывную и веселую. Но в Украине есть еще и такой стиль, как готика. И даже туда не мог не проникнуть фолк.
Самая известная готическая фолк-рок-группа — это, как ни странно, «Кому вниз». Стиль готик-рок. Печально, вдумчиво, философские нотки, грусть Тараса, вина Богдана, стон родной земли... Веселого там мало найдешь.
И все же, «Кому вниз» группа философско-грустная, но не жуткая. А жуткой можно смело назвать группу «Вінки». Думаю, лучше процитировать строку одной из их самых известных песен: «Мамко наша, любко наша, он вже ходить по подвір’ю смерть же ваша», «Діти мої, квіти мої, не пускайте, відженіте її». Такие тексты плюс жуткий синтезатор, тяжелые гитары и голос вокалистки, которая поет, будто русалка, только что затянувшая под воду полсела, — вот вам и готика. Стиль дарк-фолк (темный фолк). Несмотря на далеко не обнадеживающие тексты, а если и обнадеживающие, то в такой аранжировке, что получается саркастическая обреченность, куча молодежи в черном виниле, кружевах, коже, гриме, цепях и разном металлоломе охотно выламывает конечности (конечно, не по-настоящему), умирает, оживает и просто «колбасится» под сценой. Вот так, грустно, аж весело!
Список можно продолжить, но это самые известные и популярные коллективы, которые работают с фолком. Самые популярные потому, что музыка качественная, мелодичная, даже модная. А есть группы, которые известны в других кругах. В каких кругах и что они играют?
Так вот. Украина, конечно же, далеко не Норвегия, родина языческого блэка, но и у нас есть свой пеген-блэк. Некоторые критики говорят, что есть отдельно пеген, а есть отдельно блэк. Но, думаю, в это не стоит углубляться. Ведь фаны всегда характеризуют то, что слушают, лучше и точнее критиков.
Что же такое пеген? В переводе с английского — это язычник. То есть пеген-блэк-метал — это, по сравнению с перечисленным выше, о-о-очень тяжелая музыка, быстрая, жуткая, чуть менее гармоничная, с типом вокала гроулинг или скриминг (перевод с английского — «рычание» и «крик») плюс аутентичные вставки или бек-вокал, с красивым фолковым синтезаторным или живым инструментальным дополнением. Обычно это скрипки, свирели, бубны и т.п. Словами передать звучание очень трудно.
Самой старшей пеген-блэк-группой Украины я бы назвала Nokturnal Mortum. Играть ребята начали еще в 1991-м. Хотя тогда это было далеко не то, что мы слышим сейчас. Да и не все песни написаны в пеген-стиле, есть и просто блэк. Почему название не украинское? Потому что группа изначально не примешивала фолк, но уже была известна. А значит, не было смысла менять название. К сожалению, только песню «Ластівка» в исполнении NM я нашла на украинском. Все остальное — на русском и английском. Почему так? Об этом будет сказано позже.
Еще одна известная группа — «Сварга». Это идейные ребята. Играют чистый пеген-блэк. Но, опять-таки, по-русски.
Есть и другие, украиноязычные, качественные группы. Но, к сожалению, ребят некому поддержать. Если группа Holy Blood, играющая христианский блэк, гастролирует за рубежом и даже снимает клипы, то лишь потому, что деньги в это вкладывают и сами верующие, возможно, даже не зная об этом. Христианство — распространенная религия. Хотя с утверждением на сегодняшний день на наших землях «рідновір’я» можно прогнозировать скорое появление еще большего количества тяжелых групп, которые будут петь о родных богах, и еще большего количества не лысых, с белыми подтяжками, а добрых и патлатых патриотов под сценами со сваргами на груди.
Музыка души — вечная
Почему же русская или английская? Русская потому, что по-прежнему остаются популярными идеи панславизма, возврат к корням, к истории Руси. Но почему-то только с Россией во главе, будто Киев и сама Русь были где-то под Москвой построены. Печально, но факт.
Английский? Тут еще проще. Музыканты стремятся за рубеж. Ведь там есть деньги, есть поддержка искусства, там большие сцены, на которых рады их видеть... А у нас пока с этим сложно. Хотя почти каждый год создаются новые рок-фестивали, студии звукозаписи все охотнее берутся за издание альбомов групп, играющих тяжелую музыку.
В Украине тяжелый фолк весьма популярен. Но станет, несомненно, еще популярнее. Такая музыка не может быть коммерческой, искусственной. Ведь она идет из души. Не только из души музыкального коллектива, а из души нашего народа, такой широкой и чистой, что какой бы вид ни приобретали народные мотивы и композиции, как бы грозно или жестко они ни звучали, все равно такая музыка найдет путь к сердцу каждого украинца и заинтересует зарубежных слушателей. Ведь этника — это подлинность, это то, чем мы являемся. А подлинность, искренность привлекает всех, независимо от языка, политики и географии. Поэтому «наша дума, наша пісня» найдет сегодня своего слушателя в любом уголке Земли, даже исполненная под тяжелую гитару.