Если бы в Полтаве (не дай, бог) произошло землетрясение, это событие отошло бы на второй план, в сравнении с неистовым вихрем под названием «Мазепа-фест». Формат такой импрезы в нашей стране уже позабыт, а это — максимально демократический, всецело открытый и абсолютно живой рок-фест. Модель «Мазепы» и идеология — ясны и прозрачны. На музыкально-духовный стержень из трех-четырех хедлайнеров нанизывается ожерелье из молодняка, а точнее — из самых лучших местных команд. Несколько часов, проведенных тет-а-тет с настоящими монстрами жанра, дают молодым музыкантам значительно больше, нежели варка в «собственному соку» в течение года. А несколько часов невообразимо живого колоссального драйва для пяти тысяч молодых людей равняется изменению мировоззрения молодежи на 360 градусов. Ее (молодежи) вкус ежедневно и цинично насилуют коммерческие FM-станции, навязывая ужасно бездарный попсовый китч московского разлива. Цель этих «эфэмок» — полностью вытеснить из сознания слушателя украинский язык, национальные ценности, все то стоящее, что у нас есть. Цель «Мазепы-феста» — возвратить людям (прежде всего — молодежи) ценности, утраченные вследствие этой коммерциализации. Жаль только, что «Мазепа-фест» как цунами не смыл с лица нашей земли FM-гадость! Но все еще впереди. Поскольку сила таланта, мастерство и мощь духа наших рок-грандов дадут фору на сто очков вперед любой карамельной фальши в эфире. Да и молодые подрастают.
Оргкомитет «Мазепы-феста» во главе с директором Николаем Кульчицким был максимально демократичным — на фесте выступили все интереснейшие полтавские группы. Возможно, впервые они играли на такой аппаратуре и для такой большой аудитории. Начали «ДМЦ» — эдакий акустический «рок на стульчиках». Экзистенциальные тексты об одиночестве, грусти, печали. Очень камерно, несколько слабовато. Ощущался недостаток общения с большим залом. Зрители оживились с выходом «Бавовни» — их кавер-версия «Гуцулки Ксені» вызвала эмоции, а «Арфами-арфами» на стихи Павла Тычины закрепила впечатление, что из «Бавовни» будет толк. Четырнадцатиголосый хор «Академія» (студенты МАУП) объявил себя внебрачными детьми «Піккардійської терції» — нашего лучшего вокального ансамбля из Львова. Мастерства у «деток» еще недостаточно, но зато энтузиазма — с избытком. «Незвичайний так отож» порадовал очень изобретательными текстами. Такое разнообразие, столько искренности! «Трансформер» в коже и горных очках выполнил неожиданно оптимистический гимн солнцу и сорвал заслуженные аплодисменты. Вскорости выяснилось, что в Полтаве есть две группы-близнецы. Это «Талісман» и «Арахнофобія». Лидеры-вокалисты давно и прочно дружат, а команды работают где-то на границе готик-рока и психоделии, что, впрочем, на нашей территории является экзотикой. Между тем полтавской звездой «намбер ван» является «Арахнофобія». Их здесь знают, уважают. И отдают должное неординарному голосу Валерия Власенко — лидера-вокалиста «Арахнофобії».
Мягким и ненавязчивым переходом от полтавской к киевско-львовской части «Мазепы-феста» были выступления соло-артистов — кобзаря нашего Эдуарда Драча и гитариста-виртуоза Юрия Товстогана. Великолепны и камерные образцы аутентичного пения Драча и изысканный гитарный арт-рок Товстогана как-то сразу подняли планку профессионализма. И началось! Киевская пост-панковая капелла «Перлина степу», прикатившая в Полтаву из Львова (концерт в «Ляльці»), врезала веселые песни и расшевелила публику. Группа «Сад» со своей известной сюитой на стихи Тараса Шевченко убедила всех, что хард-рок идеально синтезируется с поэтической классикой. На выступлении группы «Вася клаб» (Киев) все пять тысяч зрителей уже стояли, танцевали, сходили с ума, так как «Вася клаб» — это праздник, буффонада, рок-кабаре и украинская свадьба в одном флаконе. Лидер команды Василий Гонтарский начинал как бард на «Червоній руті-91». И вот сейчас имеем абсолютно невероятный бэнд, который по уровню вибрации, драйва и юмора можно сравнить разве что с «Братами Гадюкіними» лучших времен. Интересно, что Васю в Полтаве знают — благодаря хит-параду радиостанции «Ваша хвиля». Знают и «Кому вниз». Их здесь ждали с особым нетерпением. Следует ли говорить, что Андрей Середа и компания оправдали надежды. Правда, «Кому вниз» сыграли исключительно новый материал — чрезвычайно сильный и авангардный по смыслу и звуку. Конечно, от них ждали «Суботова»...
А уже в мареве танцев и общей эйфории отыграли «Гайдамаки» — самый веселый и многочисленный бэнд «Мазепы-феста», поднимающий на ноги любую публику в любой точке Европы, недаром же у них огромный опыт концертирования на больших европейских импрезах. Но кульминационно наивысшей эмоциональной волной стало выступление «Плача Єремії». Один с журналистов сказала, что музыка Тараса Чубая и его группы — это как любовь с первого взгляда. Для тех, кто видел их впервые и вживую, — так и было. «Плач» начал новой песней «Із янголом на плечі», а завершил знаменитым мега-хитом «Вона», между тем были песни из альбомов «Наші партизани», «Наш Івасюк». И слился в едином порыве пятитысячний зал Певческого поля в живописном уголке Полтавы.
А еще был пятичасовой марафон Сергея Архипчука — режиссера и ведущего «Мазепы-феста». Он напомнил всем, что именно он является уникально одаренным МС, держащим в руке пульсирующий нерв ураганной импрезы. В начале акции Сергей торжественно обратился к гетману Ивану Мазепе за благословением, добавив, что после концерта пусть льет ливень и гудят ураганы. Так — о чудо! — и произошло! На последнем аккорде «Плача Єремії» пошел частый дождь. Лучшего финала и не придумать. «Мазепа-фест» — звуковая и эстетическая шоковая терапия — чрезвычайно полезен для духовного оздоровления молодежи. Это — лекарство от лжи.