МАСТЕР

Поделиться
Ну наконец, любимые картины Александра Дубовика можно опять увидеть в Киеве. «Ателье Карася» - одн...

Ну наконец, любимые картины Александра Дубовика можно опять увидеть в Киеве. «Ателье Карася» - одна из наиболее элитарных галерей на Андреевском спуске устроила долгожданный весенний вернисаж живописи и графики киевского художника Александра Дубовика, давно ставшего некой легендой в мире искусства. Это уже вторая в 1997 году персональная выставка украинского авангардиста после его возвращения из дальних странствий по Соединенным Штатам и Франции. Предыдущий - зимний вернисаж Дубовика - состоялся в другой, не менее престижной, но самой молодой и пока наиболее таинственной, галерее в Киеве под названием «Лада» на ул.Городецкого.

Прошедший 1996 год для Дубовика был воистину судьбоносным. Пять месяцев в минувшем году Александр, получив приглашение Украинского института современного искусства в Чикаго по инициативе Марты Фарион - представителя общества дружбы «Чикаго-Киев» - и грант посольства США при содействии атташе по культуре Джеймса Сьюарта (в паре с не менее известным киевским скульптором Евгением Прокоповым) сопровождал выставку своих живописных и графических работ (из 60 произведений), объездив крупнейшие города Нового Света: выставка побывала в лучших галереях Вашингтона, Чикаго, Нью-Йорка, Кливленда.

Американцы тепло принимали интеллигентного украинца и его работы со всеми полагающимися в Америке талантливому художнику почестями. Ему оказывали самые пышные приемы - частные и официальные лица. Для него была устроена немыслимая культурная программа с посещением всех крупных и малых музеев, что для Дубовика - не только блестящего художника, но и редкого знатока мирового искусства - было особенно ценно. На высшем уровне была организована реклама, пресса, телевидение.

Тамошние галерейщики настолько высоко оценили профессионализм Александра Дубовика, что в наиболее крупной, из всех предшествующих, галерее «Арт-Авеню» в Кливленде предложили выставиться в тандеме... с самим Сальвадором Дали. Более того, украинскому маэстро предоставлялась возможность устройства так называемой смешанной экспозиции, где могли объединиться в одно целое графические листы гениального испано-американского сюрреалиста с живописью и графикой украинского постмодерниста. Но, как и следовало ожидать от Дубовика, по скромности он отказался от подобной идеи. Но выставка Дубовика все же находилась в одно время и рядом с экспозицией С.Дали.

Не успев прийти в себя от «американских потрясений», Дубовик через неделю по возвращении в Киев - в июле 1996-го - отправился на три месяца во Францию. Там, по заказу мэрии небольшого городка Бэр-лез-Альп, расположенного в 20 км от Ниццы, ему предстояло выполнить монументальные росписи в интерьере местной церкви. Что действительно фантастично, Церковь Нотр-Дам дез Анж, сооруженная в XVI веке, четыре столетия простояла с белыми стенами (по католической традиции), которых никогда ранее не касалась рука художника. И первым монументалистом, отважившимся «прекрасно» нарушить» девственность этой архитектурной старушки, вернее, кому была предоставлена эта честь, стал художник из Киева Александр Дубовик. Пожалуй, это не только счастливый факт в творческой биографии мастера, а значимое событие в истории всего украинского искусства, куда, впрочем, Дубовик вписал уже свою страницу.

Александр Дубовик - из немногочисленной когорты честных художников-шестидесятников, сохранявших свою художественную совесть все томительное безвременье застоя. Его работы практически не появлялись на выставках прошлых десятилетий. Большинство его пластических идей не могло прорваться через плотину идеологических и эстетических запретов, перегораживавших художественное русло 70-80-х годов, оставаясь в стенах его тихой, напоминающей келью монаха, мастерской, находившейся тогда в Лавре.

И лишь в конце 80-90-х годов, когда художественная мысль в Украине значительно раздвинула свои границы, осветив ранее недоступное и намеренно затененное искусство андерграунда, мы получили возможность близко узнать этого замечательного мастера.

И сегодня, кажется, утолена его громадная жажда самостоятельного пластического видения мира, излученного на холсты, в пространство. И, видится, сегодня сполна реализуются его долгие, многотрудные искания в станковом и монументальном искусстве.

Ему 66 лет. Об этом невозможно догадаться. Для патриарха украинского авангарда послевоенного времени он выглядит феноменально юным. Он красив и неизменно элегантен. Во многом благодаря тому, что рядом с ним всегда его жена - Ирина Дубовик: его муза и вдохновительница, опора в работе, менеджер, сестра милосердия. Особенно в последнее время, когда болезни все бестактнее, и грубее врываются в его жизнь. Кроме всего, и вероятно это самое главное, Ирина - профессиональный художник, что позволило ей стать блестящим исполнителем всех монументально-декоративных произведений мужа: его мозаик, росписей, витражей. И, конечно же, божественные по красоте росписи в Бэр-лез-Альп они исполняли тоже вместе - рука об руку.

Абстрактная живопись Александра Дубовика - отнюдь не дань моде. Это позиция, это особое образно-пластическое мышление, глубины которого гипнотически манят, притягивают к себе, но далеко не каждому удается постичь их. И это естественно. Ибо не все гениальное так уж просто.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме