Галерея "Митець" представила персональную выставку Марии Левитской - народного художника Украины, главного художника Национальной оперы Украины, лауреата Шевченковской премии.
Знаменитая художница переносит зрителя и в мир своих спектаклей, и в пространство своих ярких живописных снов. Именно на этой выставке - ее станковая живопись, созданная во время путешествий по Азии, Америке, Европе. Здесь же - потрясающие впечатления Левитской, зафиксированные в Большом американском каньоне. И, естественно, - яркий, солнечный, красочный мир родной Украины.
Мария Сергеевна, как сценограф и художник по костюмам, создала их для более
160 опер, балетов, драматических спектаклей. География ее постановок - Украина, Япония, Канада, Польша, Словения… Среди ее спектаклей в Национальной опере - "Турандот", "Макбет", "Сказка о царе Салтане", "Бал-маскарад", "Пиковая дама" etc. В Национальном театре им. Леси Украинки - "Нахлебник", "Любовное безумие", "Сто пятая страница про любовь"…
- На вашей персональной выставке под названием "Очарована красотой" - заметно много цветов (на живописных работах). Это ваше осознанное стремление - несколько "расцветить" нашу жизнь, где в последнее время так много тревог и темного цвета?
- Моя мама, Ирина Левитская - известный украинский художник-монументалист, она же - великолепный колорист. И когда перешла определенный возрастной рубеж, начала много писать как живописец.
…Когда мамы не стало, я ощутила безумную потребность заменить ее - у этюдника.
При этом отношусь к себе достаточно критично и иногда говорю: раньше я отнюдь не отличалась высоким уровнем живописных возможностей!
Но количество рано или поздно переходит в качество. И в какой-то момент у меня "пошло". Я увидела цвет.
Ведь смотреть и видеть - это у художников разные вещи.
Работа в театре - работа в закрытом помещении, в темном зале. Ты не ощущаешь весны, цветения… Особенно в мае. Когда входишь в театр - дерево только зацвело, выходишь - лепестки уже опали…
Но и в этом, и в прошлом году график у театра другой, поэтому я начала писать свои работы весной. И плавно перешла в лето.
Собственно, оперный театр также требует живописных декораций. Поскольку, к сожалению, современные европейские технологии нам пока недоступны.
И для того, чтобы создавать в опере живописные декорации, нужно писать с натуры. Нужно познать ту же сирень: ее форму, цвет… Нельзя фантазировать на тему природных явлений, если ты их не познал и не ощутил.
Я уже несколько лет читаю историю сценографии в университете им. Карпенко-Карого. И открыла для себя столько художников, которых раньше не знала. Их уровень мастерства был необычайно высок… Это необходимо и для собственного роста.
- Куда в последнее время вы чаще всего ездите - в поисках живописной натуры? Какие это места - в Украине или за рубежом?
- В данный момент нахожусь в Черниговской области - возле Десны. Здесь несказанная красота! Я - садовник-первогодка, но сама посадила гигантские подсолнухи, поливала их. Это живая натура. А как-то поставила этюдник в подсолнухи, встала между ними, выдавила краски. И в этот момент начался ураган! Подсолнухи поломались, пришлось рисовать их в уже собранных букетах.
Если еще говорить о живописной натуре, вспоминаю свою поездку на Гранд-каньон в Америке. Причем спускалась в каньон самостоятельно - в августе. Это заняло более шести часов. Там есть горная тропинка, по которой ковбои также спускают туристов и продукты за 180 долларов. За эти деньги мне везли папку с бумагой и пастель. В результате за полтора суток у меня вышло четыре или пять работ пастелью.
Назад подымалась уже больше 10 часов. И те же ковбои несли наверх уже готовые мои работы…
Незабываемое путешествие - в монастырь Санта-Катарина. Это жемчужина Синая. У меня была давняя мечта побывать в этом месте. И я там пробыла полтора месяца. Хотя туристов привозят туда на час-два. Там довольно большой перепад температур: днем в марте - плюс 30, а вечером - плюс 6. Необыкновенно быстрый закат солнца: 15 минут - и все. Ночь. У меня сын в конце дня выдирал из рук кисти, потому что руки коченели.
Но это никакой не героизм. Это счастье - смотреть, как солнце движется по горам, вслушиваясь в тишину. Санта-Катарина - место, где летает Бог.
- Мария Сергеевна, что более всего вдохновляет вас именно сегодня? Может быть, это новые проекты? Или сфера частной жизни?
- Я - профессионал. А о вдохновении говорят любители. Входишь в материал - и уже от этого получаешь наслаждение. Это ежедневный труд, он приносит удовольствие и помогает выжить. И, если честно, эти качества распространяются на все виды моей деятельности.
- А можете вспомнить самый продолжительный период подготовительной (творческой) работы к тому или иному спектаклю?
- К "Бал-маскараду", помню, было написано декораторами около 5 тыс. метров живописи по нарисованным мною эскизам. А когда шла подготовка к "Дон Карлосу", также был продолжительный подготовительный период. Я специально ездила в Испанию - в монастырь, где похоронены родители Изабеллы Католички. Они мне разрешили все сфотографировать. Это было чудо!
Далее - "Сказка о царе Салтане", весьма трудный спектакль. Как раз ушла мама… И я долго не могла работать. А ведь это детская яркая сказка! Но через пару месяцев положила на бумагу два мазка - красный и ярко зеленый - и работа пошла.
- Какой материал в разные времена для вас, как театрального художника, казался наиболее "сопротивляемым"?
- Начало работы над любым спектаклем - это всегда сложно. Бывает, хожу несколько дней вокруг да около, а потом начинаю работу и вхожу в ритм. Трудно сказать, наверное, каждый спектакль по-своему "сопротивляемый". Чем старше становлюсь, тем дольше работаю. Не знаю, почему… Может, от багажа знаний? Или чувство ответственности увеличивается? Каждый раз, начиная работу, знаю, что "ничего не знаю". Ведь я видела мир и уровень искусства. И это довлеет над тобой. Это одновременно и большое счастье, и какая-то проблема.
- Какие ваши новые работы в театрах - оперном и драматическом - увидим в ближайшее время?
- Недавно у меня была встреча с Михаилом Резниковичем, художественным руководителем Театра им. Леси Украинки: будем совместно делать новый спектакль. Готовлюсь также к будущим премьерам в Национальной опере.
А в настоящее время я счастлива, что у меня есть возможность созерцать весну, писать цветущие сады и запечатлеть на холсте осыпающиеся лепестки.
- У вас достаточно большое количество подчиненных - это различные цеха театра… Как удается со всеми ладить, находить общий язык?
- Работа в театре - это всегда коллегиальный труд. Я делаю эскизы, а саму работу по изготовлению спектакля выполняет большое количество людей. И я всегда к ним прислушиваюсь. Ведь все они талантливы, художники. Именно от них зависит исполнение моей работы.
И если ты не находишь с ними внутреннего языка, не будет и результата. Я вкладываю свои эмоции в работу, а затем они - уже в мою работу - вкладывают свои эмоции и труд.
Вообще эта дистанция - от задумки до финального воплощения - беспрерывный путь к компромиссу, поиску решений. То, что задумано изначально, редко получается. Спектакль всегда создается в стрессе, чувствуешь себя полудиспетчером. Но театр - это не профессия, это жизнь, если не сказать - диагноз.
Многие приходят в театр, но не все задерживаются. Не выдерживают. Сюда нельзя приходить, "как на работу". Театру нужно отдавать всю душу.