МАНДАЛА МИНКО

Поделиться
Развивающая себя в качестве институции актуального искусства киевская галерея «L-Art» открыла свое пространство для проекта молодого куратора Евгения Минко «Призывание Кармапы»...

Развивающая себя в качестве институции актуального искусства киевская галерея «L-Art» открыла свое пространство для проекта молодого куратора Евгения Минко «Призывание Кармапы».

Существующая уже десятилетие галерея до сих пор успешно занималась искусством в основном соцреалистическим. Бывали в ней и выставки современных художников, но эпизодически. Теперь владелица «L-Art» Людмила Березницкая обращается к contemporary art программно. «Самое главное сейчас — создать ситуацию, когда современное искусство сможет перерасти рамки узкопрофессиональной среды и станет интересным широкому кругу», — считает она.

Проект Евгения Минко, поддержанный Украинским религиозным объединением буддистов школы Карма Кагью, как раз может рассчитывать на широкий интерес. Художественные, музыкальные и литературные рецензии Евгения последних двух лет позволяют говорить о нем как о сложившемся представителе нового поколения украинской критики, которому действительно есть что сказать. Опыт же грамотного осмысления здешних и зарубежных арт-проектов, сотрудничество с такими институциями, как Центр современного искусства при НаУКМА и Галерея М. Гельмана, в сочетании с открытостью сознания человека, взрослевшего уже не в тоталитарном обществе, — хорошая основа проектного мышления в области contemporary art.

Концепция выставки «Призывание Кармапы» локальна и внятна, что выгодно отличает ее от привычной нам провинциальной глобалистики. Собрав на одной территории произведения мастеров буддистского религиозного искусства ХIХ—ХХ веков из Тибета, Индии, Непала и Украины и живопись рейтинговых современных украинских художников различных направлений, объединенную аллюзиями с буддизмом, Минко составил яркое визуальное послание с конкретным адресатом. Это — один из трех основных лам Тибета, лидер школы Карма Кагью XVII Гьялва Кармапа Тринле Тхайе Дордже, Лама в Черной короне, среди впечатляющих титулов которого — «Король йогов» и «Повелитель кармы». Разумеется, выставка обращена в первую очередь к зрителям, представляя им художественный продукт, по смысловой насыщенности компонентов и трудоемкости их гармоничного совмещения сравнимый с мандалой. В не лишенной иронии экспозиции укорененная в тысячелетнюю традицию пластика ритуальной скульптуры и декоративная яркость ламаистских тханок (канонических изображений будда-аспектов или, проще говоря, буддистских икон на шелке) сосуществуют с разнообразием высококлассной живописи. Современное украинское искусство представлено здесь в многоцветье: интеллектуальная элегантность Владимира Будникова, чувственные вспышки Ильи Чичкана, иконографическая изысканность Юрия Никитина, фантастический дурман Александра Гнилицкого, минималистическое эстетство Виктора Покиданца, ребяческая свежесть Ксении Гнилицкой.

Но и обозначенный в названии адресат выставки выбран не из концептуальной прихоти. Подобно другим духовным лидерам мирового значения, XVII Гьялва Кармапа активно путешествует. Стало известно, что визит Кармапы в нашу страну состоится в следующем году. Своим проектом Евгений Минко преображает древний ритуал «Призывания ламы издалека» в постмодернистский художественный жест. Материалы о нем будут переданы главе школы Карма Кагью, как характеризующие современную украинскую культуру в качестве адекватной мировому художественному процессу.

Тенденция к демонстрации произведений современного искусства в общей экспозиции с культовыми, этнографическими, историческими артефактами логична для эстетики постмодерна. Наиболее убедительное воплощение она получила в проекте куратора 49-й Венецианской биеннале Харальда Зеемана «Плато человечества». Но «Призывание Кармапы» — не просто дань выставочной моде сегодняшнего дня. Задолго до постмодернизма, в 1946 году, отец современного украинского искусствоведения Платон Белецкий в изданном во Львове исследовании «Казак Мамай — украинская народная картина» выдвинул теорию влияния на народное украинское искусство именно ламаистской, тибетской иконографии, пришедшей на нашу землю вместе с ордой. Согласно монгольским источникам, Чингисхан перенял буддистскую религию, ставшую впоследствии главенствующей в его империи, у тибетского царя Сронг Бцан Сгампо. Положение рук, пальцев и саму позу на картинах «Казак Мамай» ученый находит аналогичными традиционной для ритуальных буддистских изображений позе «дхьяни-мудра».

Своей концепцией Евгений Минко талантливо развивает идею классика украинской гуманитарной мысли, обращая к переосмыслению буддистской образности творчество современных художников, выросших на украинской живописной традиции (этапным явлением которой в период барокко была народная картина «Казак Мамай»). Прихотливая культурная укорененность замыкает мандалу, художественной ценности которой придает факт написания живописцами большинства работ специально для проекта «Призывание Кармапы».

Симптоматичным является само обращение представителя молодого поколения украинской культуры именно к буддистской традиции. ХХ век для западной цивилизации стал веком настоящего открытия учения Дхармы, в Европе именуемого буддизмом. Древнейшая из ныне живых морально-философских традиций в эпоху обреченности человечества глобальной взаимозависимости обретает особую ценность. Она не в ритуальных и мистических тонкостях, но в глубинной идее терпимости, сострадательности буддистского вероучения. Еще в период между двумя мировыми войнами отец современных психотехнологий, один из наиболее оригинальных мыслителей нового времени и первых пропагандистов восточных вероучений на Западе Георгий Гюрджиев видел главным достоинством практики Дхармы «заставлять себя мочь претерпевать в отношении себя «ненравящиеся-нам-проявления-других». Символическим признанием непреходящего значения этой ценности для Запада стала встреча Папы Иоанна Павла II и XIV Далай-Ламы в Ватикане на излете ушедшего столетия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме