МАГ КИНОПОРТРЕТА

05 июня, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 23, 5 июня-12 июня 1998г.
Отправить
Отправить

Время дарит нам чудные минуты общения с людьми, и оно же навсегда уносит их в прошлое. Остаются впечатления, воспоминания - хрупкие и неустойчивые - ведь и они со временем растворяются и исчезают...

Время дарит нам чудные минуты общения с людьми, и оно же навсегда уносит их в прошлое. Остаются впечатления, воспоминания - хрупкие и неустойчивые - ведь и они со временем растворяются и исчезают. Но люди нашли уникальную возможность «материализировать», останавливать эти мгновенья, запечатлевать их на кинопленке. И, согласитесь, именно кинооператоры, владеющие секретами этого таинства, постигшие магию светописания на пленке, дарят нам эту возможность. Они могут зафиксировать, могут найти оптимальную точку зрения, которая и откроет объект съемки с помощью не только кинокамеры, но и личностного видения. Владимир Пика - кинооператор, владеющий и камерой, и собственным видением. Он пришел на «Укркинохронику» во времена, благоприятные для кино (в смысле количества выпускаемых фильмов). Для документалиста, окончившего ВГИК, открывалось широкое поле деятельности (приходилось снимать по три-четыре картины в год), и кинооператор профессионально исполнял поставленные перед ним задачи, снимая ветеранов войны, педагогов, авиаторов, спортсменов, ученых. Подчиняясь неписаным законам лучших режиссеров и операторов этой студии, проявлял интерес не к идеологии, не к производственным оттенкам, а к человеку, фиксируя на пленку его деятельность таким образом, чтобы на экране проявилась личность. Не знаю, известны ли сегодняшним молодым эти имена, но для людей старшего возраста они говорят много: архитектор Тутученко («Долг и память»), врач Лукьянова («Профессор Лукьянова»), олимпийский чемпион Юрий Седых («Тяжесть олимпийского молота»), писатель Леонид Первомайский («Ваш Леонид Первомайский»). Не сомневаюсь, когда-то, просматривая эти фильмы, историки кино отметят квалифицированную съемку и чуткость к объекту.

Судьба подарила Владимиру Пике встречу с единомышленником и таким же самоотверженным кинематографистом «до мозга костей» режиссером Анатолием Сырых. И начиная с фильма «Колесо Федора Примаченко» (1979), появилось интересное творческое содружество именно в портретном жанре. Фильм снимали в Болотне, в доме выдающейся народной художницы Марии Примаченко, но был он посвящен ее сыну, тоже художнику, который творил свои картины, не отрываясь от плуга, от лошади, от земли. Очень тонко впитывая очарование именно этой земли, этого села, этого дома и его жителей, режиссер и оператор творили феномен своеобразной индивидуальности, неистребимого творческого духа.

Наверное, самым насыщенным и стало время творческого содружества с Анатолием Сырых. Тогда они вместе воплотили серию кинопортретов. Задумывались портреты не как серия, но жизнь сама так распорядилась (у поэта Геннадия Айги была картина Григория Гавриленко, Гавриленко общался с Сергеем Параджановым, а тот очень высоко ценил Гавриленко и его творчество). Этих художников объединяло не только время, но и характер творчества. Ни Айги, ни Гавриленко, ни Параджанов в силу особенностей своего таланта не могли стать соглашателями, стать на службу идеологии и власти. Поэтому фильмы «Зимние кутежи», «Григорий Гавриленко. Образ светлый», «Сергей Параджанов. Посещение» можно объединить общей идеей творческой свободы, максимального самовыражения личности. Это, в свою очередь, требовало от создателей фильма изощренной формы воплощения, утонченной композиции, одним словом, адекватного решения. То, что фильмы эти стали творческой удачей, в большой степени заслуга оператора Владимира Пики. Тогда же он создал самостоятельную работу «Дворец. Ироничная элегия», речь в котором шла об архитекторе Камероне, который создал дворец в Павловском и дворец Разумовского в Батурине - сегодня пустынное, но в то же время величественное здание. У него оказалась тоже сложная судьба, и автор фильма говорит, что ему было интересно передать, «как все преходяще, в том числе и слава мирская...»

Всего на счету оператора Пики - 50 фильмов (в прошлом году снял «Последнюю дорогу» с Мамедовым). 30 из них он создавал как оператор самостоятельно. Пика - представитель украинской школы документального кино, которая отличается поэтическим видением, передачей информации через личностное восприятие автора. Он остается преданным ей и сейчас. Преданным кинематографу. Когда года три назад «Укркинохроника» оказалась «на мели», многие кинематографисты нашли себе место поприбыльнее. Владимир Пика как человек мобильный и не привыкший сидеть без дела, тоже оставил было студию. Но ненадолго. Дня на два. Он вернулся, ведь студия стала его вторым домом, и там, несмотря ни на что, продолжают работать люди.

Конечно, нелегко профессионалу такого уровня оставаться в простое, невостребованным (даже подумать страшно, сколько интереснейших событий последних лет хотя бы в виде хроники не осталось на кинопленке!). Но человек всегда может найти применение своим творческим силам. Нет возможности снимать на кинопленку? Пика берет другой инструмент - фотоаппарат, ведь занимается фотографией еще со школьных лет - и создает серию портретов своих коллег по искусству, мастеров-документалистов Александра Коваля, Арнальдо Фернандеса, Израиля Гольдштейна, Анатолия Сырых, Владимира Кукоренчука. Более того, он сочиняет к этим портретам лаконичные и емкие художественно выдержанные тексты. Так возникла на страницах журнала «Кино-Театр» «Фотогалерея» Владимира Пики.

Сейчас он делает авторскую работу (режиссер и оператор) - документальный видеофильм о своем брате, ученом-этнографе, который вместе с другими учеными погиб в научной экспедиции на Чукотке. Нелегко дается фильм, все время хочется усовершенствовать, дабы запечатлеть - уже в документах, воспоминаниях, собственных чувствах - рассказ о близком человеке. Творчество продолжается.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК